Методы РТВ: Елочка ассоциаций

Из цикла статей по методам развития творческого воображения (РТВ) для детей и взрослых

Анна Качан-Юрина

Продолжаем развивать творческое мышление ребенка и в этот раз нам поможет метод под названием «Елочка ассоциаций».

Суть метода

Придумываем одно слово-существительное и предлагаем ребенку перечислить ассоциации, которые у него возникают в связи с этим словом. Придуманные слова в количестве 5-7 штук записываем в столбик. На втором этапе в произвольном порядке выбираем любое слово из столбика и придумываем к нему новые ассоциации, которые записываем в следующий столбик. И так можно до бесконечности. Но для начала рекомендуем остановиться на 5-10 столбиках.

Затем отдельно выписываем на листочке все слова, для которых писали ассоциации. Это будет строительная основа для будущего рассказа. С их помощью придумываем героев и сюжет истории. Говорят, подобный прием для написания рассказов использовал в своем творчестве Рэй Брэдбери.

Как работает метод на примере

Предложила свой 9-летней дочери выбрать стартовое слово. Как истинная сладкоежка дочь остановилась на слове «торт». И вот какие столбики ассоциаций у нас получились.

СТАРТОВОЕ СЛОВО — ТОРТ
шоколадблюдцеорехмусорфантиктряпкавода
взбитые сливкиложкачайникстолпыльведрогрязь
вкуссахарсгущенкахлебгрязьшвабрапол
чайпеченькакрошкиводалужамылоокно
тарелкавечервечер (2)тряпкаволосыпаутиначистота
свечаконфеткастолдиванразбитое стеклоуголванна

Произвольные слова из ассоциаций мы выбирали с помощью приложения «Колесо фортуны». Еще простой вариант — использовать обычный игральный кубик.
У детей до 12 лет не особо развиты причинно-следственные связи. Они с трудом находят характеристики предмета, его связи с окружающим миром. Вот и для моей дочери сложным оказался переход в другие ассоциативные поля. Она так и норовила подбирать ассоциации, которые уже были в предыдущих столбиках. Но я предлагала еще подумать и подсказывала, где можно найти новые ассоциации.

В этом мне помогли вопросы:

  • Что находится вокруг предмета?
  • С чем чаще всего используют этот предмет?
  • Что еще можно сделать с этим предметом?
  • Как меняется пространство/мир вокруг предмета?

Это своеобразная практика поиска ассоциаций в разных ассоциативных полях. В итоге у нас получилась цепочка из слов: торт, чай, печенька, крошки, мусор, пыль, тряпка, ванна. Теперь умываем руки и оставляем ребенка наедине с цепочкой — вдохновению нельзя мешать. Получился вот такой текст:

Я ем торт. Я ем торт с чаем. Еще я люблю пить чай с печеньем. После печенья остаются крошки. Крошки — это мусор. Мусор похож на пыль. Пыль вытирают тряпкой. Тряпка лежит в ванне.

Согласна, не Брэдбери. Но мне очень интересно, какие рассказы получатся, если практиковать метод хотя бы раз в неделю.

Что в итоге

В очередной раз с пользой и удовольствием провели время вместе. Все упражнение заняло у нас от силы 20 минут. Такие занятия дают возможность наладить диалог с ребенком. И есть мнение, что в дальнейшем истории можно использовать в качестве сказкотерапии, если за сюжет взять какую-то реальную ситуацию.

Дочь в восторге, я тоже. Пойду присмотрюсь к следующему методу РТВ. А вы пока можете ознакомиться с этим и другими методами в блоге Евразийской школы технологий творчества (EASTT).

Евразийская школа технологий творчества
Автор:
Анна Качан-Юрина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.