Методы РТВ: Елочка ассоциаций
Из цикла статей по методам развития творческого воображения (РТВ) для детей и взрослых
Продолжаем развивать творческое мышление ребенка и в этот раз нам поможет метод под названием «Елочка ассоциаций».
Суть метода
Придумываем одно слово-существительное и предлагаем ребенку перечислить ассоциации, которые у него возникают в связи с этим словом. Придуманные слова в количестве 5-7 штук записываем в столбик. На втором этапе в произвольном порядке выбираем любое слово из столбика и придумываем к нему новые ассоциации, которые записываем в следующий столбик. И так можно до бесконечности. Но для начала рекомендуем остановиться на 5-10 столбиках.
Затем отдельно выписываем на листочке все слова, для которых писали ассоциации. Это будет строительная основа для будущего рассказа. С их помощью придумываем героев и сюжет истории. Говорят, подобный прием для написания рассказов использовал в своем творчестве Рэй Брэдбери.
Как работает метод на примере
Предложила свой 9-летней дочери выбрать стартовое слово. Как истинная сладкоежка дочь остановилась на слове «торт». И вот какие столбики ассоциаций у нас получились.
СТАРТОВОЕ СЛОВО — ТОРТ | ||||||
шоколад | блюдце | орех | мусор | фантик | тряпка | вода |
взбитые сливки | ложка | чайник | стол | пыль | ведро | грязь |
вкус | сахар | сгущенка | хлеб | грязь | швабра | пол |
чай | печенька | крошки | вода | лужа | мыло | окно |
тарелка | вечер | вечер (2) | тряпка | волосы | паутина | чистота |
свеча | конфетка | стол | диван | разбитое стекло | угол | ванна |
Произвольные слова из ассоциаций мы выбирали с помощью приложения «Колесо фортуны». Еще простой вариант — использовать обычный игральный кубик.
У детей до 12 лет не особо развиты причинно-следственные связи. Они с трудом находят характеристики предмета, его связи с окружающим миром. Вот и для моей дочери сложным оказался переход в другие ассоциативные поля. Она так и норовила подбирать ассоциации, которые уже были в предыдущих столбиках. Но я предлагала еще подумать и подсказывала, где можно найти новые ассоциации.
В этом мне помогли вопросы:
- Что находится вокруг предмета?
- С чем чаще всего используют этот предмет?
- Что еще можно сделать с этим предметом?
- Как меняется пространство/мир вокруг предмета?
Это своеобразная практика поиска ассоциаций в разных ассоциативных полях. В итоге у нас получилась цепочка из слов: торт, чай, печенька, крошки, мусор, пыль, тряпка, ванна. Теперь умываем руки и оставляем ребенка наедине с цепочкой — вдохновению нельзя мешать. Получился вот такой текст:
Я ем торт. Я ем торт с чаем. Еще я люблю пить чай с печеньем. После печенья остаются крошки. Крошки — это мусор. Мусор похож на пыль. Пыль вытирают тряпкой. Тряпка лежит в ванне. |
Согласна, не Брэдбери. Но мне очень интересно, какие рассказы получатся, если практиковать метод хотя бы раз в неделю.
Что в итоге
В очередной раз с пользой и удовольствием провели время вместе. Все упражнение заняло у нас от силы 20 минут. Такие занятия дают возможность наладить диалог с ребенком. И есть мнение, что в дальнейшем истории можно использовать в качестве сказкотерапии, если за сюжет взять какую-то реальную ситуацию.
Дочь в восторге, я тоже. Пойду присмотрюсь к следующему методу РТВ. А вы пока можете ознакомиться с этим и другими методами в блоге Евразийской школы технологий творчества (EASTT).

