Мозговой штурм: правила, алгоритм, виды и возможные ошибки
Привычка — вторая натура. Именно поэтому человек ходит одним и тем же маршрутом на работу, выбирает в супермаркете одни и те же товары, решает рабочие задачи старым добрым проверенным способом. Ровно до тех пор, пока не сталкивается с ситуацией, для которой у него нет готовых типовых решений.
Мозговой штурм (МШ, брейнсторминг, brainstorming) — это метод, который убивает сразу двух зайцев.
Во-первых, призывает на помощь коллективный разум. Штурмуют необычную задачу сразу несколько человек.
Во-вторых, помогает снять внутренние ограничения, вызванные той самой привычной логикой.
Чтобы Мозговой штурм не превратился в мозговую осаду, есть правила, алгоритмы и другие нюансы, которые нужно учесть при организации и проведении МШ. Какие — разбираемся в статье.
Содержание
- Задачи, которые решает Мозговой штурм
- История мозгового штурма
- Предпосылки создания и развитие методики Мозгового штурма
- Правила проведения Мозгового штурма по Осборну
- Алгоритм проведения Мозгового штурма по Осборну
- Недостатки проведения Мозгового штурма по алгоритму Осборна
- Уточненный алгоритм проведения Мозгового штурма
- Виды Мозгового штурма
Задачи, которые решает Мозговой штурм
Брейнсторминг используют для первичной ориентации в проблеме, когда недостаточно исходной информации или ее совсем нет. В этом случае итогом МШ станет направление, в котором дальше стоит искать конкретное решение.
С помощью МШ решают задачи:
- Поиск альтернативных решений проблемы.
- Расширение сферы применения готового продукта: новые сегменты рынка, изменение позиционирования продукта.
- Выбор направления совершенствования и развития товаров и услуг.
- Поиск ресурсов внутри системы с целью оптимизации продукта или процесса без привлечения сторонних и дорогих ресурсов.
- Для выявления недостатков изделия.
В любом случае речь идет о получении с помощью МШ первичных сырых идей, которые еще предстоит доработать с помощью других методик.
Часто возникает вопрос: а для чего тризовцам такой элементарный инструмент как Мозговой штурм? Дело в том, что есть ситуации, в которых не стоит мудрить и заново изобретать велосипед. МШ решает определенный ряд задач, для них его и стоит использовать. В конце концов ценность имеет результат, а не путь к нему.
История Мозгового штурма
Отцом-основателем классического Мозгового штурма как метода групповой генерации идей считается американский копирайтер Алекс Осборн (1888-1966 гг.). Похожие процедуры использовали и ранее. По свидетельствам историков, например, в древней Вифинии (700-600 лет до н.э.), в раннесредневековой Скандинавии и в средние века на территории современной Европы. Однако Осборн впервые дал систематическое описание метода и присвоил ему название.
В конце 30-х годов XX века Осборн, как один из основателей рекламного агентства BBD&O, использовал новый подход к развитию творческого потенциала сотрудников. Он считал, что критика и осуждение коллег часто мешают проявить инициативу, поэтому многие хорошие идеи так и остаются не высказанными. Чтобы решить эту проблему, Осборн предложил разнести процессы генерации и критики идей, как по времени, так и по исполнителям. Так появилась концепция МШ.
Осборн не видел результативности в самостоятельной работе над проблемой. Зато нашел плюсы работы в группе: чем больше участников, тем больше идей, а значит выше вероятность, что одна из них попадет в цель. У каждого человека в голове много банальных мыслей. Но то, что привычно и естественно для одного, может стать чем-то новым для другого.
В 1942 году появилась на свет книга Алекса Осборна How to «Think Up» («Как находить решения»), в которой он впервые описал Мозговой штурм (brainstorming). Но Вторая мировая война практически тут же прервала его творческие изыскания. Осборн вернулся к ним уже после 1945 года.
В 1953 году вышла книга Осборна Applied Imagination: Principles and Procedures of Creative Problem Solving» («Прикладное воображение: принципы и процедуры творческого решения проблемы»), в которой он еще глубже развил свою методику и описал основные принципы. Одновременно с этим Осборн начал проводить практические семинары, чтобы вживую передать свой опыт и навыки проведения МШ.
В 1954 году Алекс Осборн для популяризации своих идей создал фонд «Creative Education Foundation» («Фонд творческого образования»).
Предпосылки создания и развитие методики Мозгового штурма
Многие креативные методики и инструменты РТВ (развития творческого воображения) нацелены, в первую очередь, на избавление от стереотипов мышления. Когда типовые решения не работают, появляется необходимость творческого подхода. Но если подходить к творчеству осознанно, в результате получаются все те же шаблонные, стереотипные идеи. Поэтому творчеству нужно дать волю. Только избавившись от стереотипов можно найти действительно инновационные и необычные решения.
Брейнсторминг как метод решения задач появился в индустриальную эпоху в качестве ответа на запрос от общества. Творческую составляющую процесса решения проблем нужно было сделать управляемой, с гарантированным результатом. Тем самым повысить «производительность» творческого труда.
Поскольку МШ — это технология, как и любой другой продукт индустриализации творчества он был поставлен на поток и в 50-60-х гг. стал популярным. Легко освоить — легко применить. К МШ стали прибегать при возникновении любых трудностей. На предприятиях появились специальные группы, «мозговые центры», которые решали задачи с помощью МШ.
Вскоре оказалось, что у МШ есть ограничения на типы задач для решения. Если его применяли для неподходящих задач, МШ показывал низкую эффективность. Так эйфория от метода стала постепенно уходить. Все последующие попытки создания новых модификаций метода так и не стали популярнее техники Осборна. С Мозговым штурмом, как одним из методов решения задач, в 70-х годах работали и тризовцы. Они старались повысить эффективность этой процедуры.
В 90-е годы вторая волна МШ добралась до России. Его стали активно внедрять для решения социальных и бизнес-задач. Сфера применения МШ расширилась: поиск идей для усовершенствования продуктов, выявление недостатков, увеличение производительности и многое другое.
На основе Мозгового штурма по Осборну были придуманы десятки вариаций метода: обратный МШ, графический, письменный, вопросный, электронный, индивидуальный и др.
Правила проведения Мозгового штурма по Осборну
- Обсуждение должно проходить в неформальной обстановке.
- Участников штурма нужно побуждать проявлять творческое мышление.
- Никакой критики.
- Чем безумнее и фантастичнее идея, тем лучше.
- Чем больше идей, тем лучше.
- Идеи можно группировать.
- Каждый участник МШ должен высказать свое мнение.
- Равный статус всех участников.
Общество негласно делится на тех, у кого лучше получается генерировать идеи (авторы), и тех, кто умеет их анализировать и оценивать (критики). Для достижения максимального эффекта Осборн решил разделить процессы генерации и анализа идей, отдав их на откуп тем, у кого это лучше получается. Причем разделить не только функционально, но и во времени.
За разделение этапов и тот факт, что боязнь критики и оценочных суждений сдерживает участников от свободного выдвижения гипотез. Без анализа и критики в группе МШ появляется максимальное количество свободных от стереотипов идей.
Наиболее точное определение методики МШ звучит так:
Мозговой штурм — это метод работы группы людей над проблемой, решение которой состоит в нахождении новых и альтернативных вариантов. Для него свойственно разделение процесса генерации и анализа идей во времени. Помогает в снятии психологической инерции и дает свободный выход мыслям из подсознания.
Оптимальное количество участников МШ, по мнению Осборна, — не более 12 человек. Из них: один – лидер, еще один — его помощник, пять постоянных участников и пять приглашенных. При этом хорошо, если количество участников будет нечетным. В таком случае спорные ситуации можно решить простым подсчетом голосов «за» и «против». Хотя, как показала практика, выбор идей голосованием дает в результате некую усредненную и удовлетворяющую всех идею, в то время как самые оригинальные обычно остаются «на полях» карты идей.
Функция постоянных участников группы — задавать направления для обсуждения. Состав группы со временем должен меняться, чтобы избежать жесткой модели мышления и угадывания реакций других членов группы (так называемые скрытые послания).
Алгоритм проведения Мозгового штурма по Осборну
МШ по Осборну включает в себя 3 этапа.
- Предварительный этап. Собираем группу от 5 до 12 человек и распределяем роли: половина группы предлагает решения, другая половина их оценивает. Назначаем ведущего. Рассказываем о проблеме и формулируем задачу.
- Генерация идей. Предлагаем высказаться участникам группы с соблюдением правил МШ. Все идеи фиксируем.
- Систематизация, анализ и отбор идей. Наиболее перспективные решения анализируем и при необходимости ставим дополнительные задачи. Проводим повторный МШ до финального отбора решения.
В самом начале предлагаемые решения не блещут оригинальностью. Происходит так называемое «снятие стереотипов». Зато, примерно после 15 минут работы, шаблоны мышления исчерпываются и на ум приходят действительно новые и небанальные идеи.
Недостатки проведения Мозгового штурма по алгоритму Осборна
Одно из преимуществ метода МШ — его можно освоить практически на ходу. Но у него есть два существенных недостатка.
- Нечетко сформулированные задачи. Поверхностный анализ проблемы ведет к некорректно поставленной задаче для МШ и его неудовлетворительным результатам.
- Приниженная роль ведущего. Именно ведущий создает благоприятную атмосферу в группе, которая позволяет участникам эффективно раскрыться. + ведущий владеет техниками генерации идей, которые стимулируют участников.
Чтобы избежать этих недостатков и повысить эффективность брейнсторминга, нужно либо усовершенствовать алгоритм, либо более детально и качественно подойти к каждому его этапу. Такой подход реализовал специалист ТРИЗ 4-го уровня В.Ю. Бубенцов в расширенном алгоритме проведения МШ.
Уточненный алгоритм проведения Мозгового штурма
Классический алгоритм МШ оставляет за скобками большой кусок подготовительной работы. Это приводит к поверхностному изучению проблемы. Как следствие, полученные в результате решения не работают. Поэтому на предварительном этапе особое внимание уделяем проблемной ситуации. Часто ее описывают специалисты на профессиональном языке в сложных терминах. Но среди участников могут и должны быть непрофессионалы. Для них ситуация в таком виде будет непонятна. Чтобы избежать этого, проблему нужно переформулировать в том виде, в котором вы ее понимаете.
- Перед проведением МШ нужно детально продумать все аспекты проблемы. Особенно сложные моменты часто бывают и самыми важными.
- Составьте список из более мелких подпроблем, которые собираетесь «штурмовать». Выделите наиболее важные цели.
- Соберите разные виды данных, которые могут пригодиться для решения проблемы. Не ограничивайте себя обычным набором, возможно вам придет в голову что-то новое.
- Выберите предпочтительные источники информации: какие из них стоит изучить в первую очередь.
- Генерация идей. Это будут «ключи» к решению поставленной проблемы. На этом этапе действуют правила Осборна.
- Отбор идей. Включаем логику: нужно проанализировать идеи в том виде, в каком они записаны, выбрать те из них, в которых есть рациональное зерно.
- Проверка идей. Снова возвращаемся к творческому мышлению. Необходимо придумать максимальное количество способов проверки идей, даже самых необычных.
- Отбираем наиболее подходящие пути проверки. Придерживаемся строгой последовательности.
- Просчитайте все возможные области применения с учетом реализации найденных решений.
- Сформулируйте окончательный ответ.
Результаты МШ в большой степени зависят от первоначальной подготовки проблемы и организации процедуры МШ. Немалую роль при этом играет фигура ведущего. Он следит за слаженностью работы в группе, мотивирует участников на генерацию и выдвижение идей.
По количеству участников МШ информация разная. Одни считают, что в группе должно быть 10-12 человек, другие — 6. Исследования последних лет показали, что оптимальный вариант — 4 человека. При этом желательно, чтобы у участников были разные типы мышления. Одни участники должны быть более склонны к генерации идей, другие — к анализу и критике.
Виды Мозгового штурма
Штурмовать проблемы можно как в группе, так и в одиночку. В литературе описано несколько десятков видов МШ. Между собой они различаются способом введения стимула, который активирует творческое мышление, и его видом (слово, предмет, изображение, текст и др.). Стимулы бывают внутренние и внешние. К внутренним относятся ассоциации, которые вызывает поставленная в определенной форме задача, и идеи, которые выдвигают другие участники группы. Внешние стимулы — это дополнительные техники выдвижения идей. Расскажем про наиболее популярные виды брейнсторминга.
1. Классический Мозговой штурм
Все, о чем мы говорили ранее, относится к классическому МШ по алгоритму Осборна. Его основная цель — поиск идей.
2. Обратный Мозговой штурм
МШ наоборот. Его цель — поиск всевозможных недостатков объекта. Зона его применения распространяется на узкие конкретные задачи. В этом случае на этапе генерации идей придумывают не решения, а находят все новые и новые дефекты, разногласия, противоречия в исследуемом объекте. На этапе отбора идей (недостатков системы) эксперты с помощью причинно-следственного анализа (ПСА) отбрасывают надуманные и несущественные недостатки и уточняют список дефектов — ключевых нежелательных эффектов (НЭ). Решением исходной задачи будет поиск идей и способов устранения этих НЭ.
Обратный МШ часто проводят как один из этапов функционально-стоимостного анализа (ФСА). Цель ФСА в том, чтобы достигнуть баланса между потребительскими свойствами исследуемой системы и затратами на ее содержание. Обратный МШ помогает найти первичный массив недостатков, решение которых в дальнейшем помогает оптимизировать систему.
3. Двойной Мозговой штурм
Его отличие от классического в более детальной проработке этапа генерации идей. На первом этапе штурма группа генерирует идеи по всем правилам МШ. Затем делают 45-минутный перерыв, во время которого идеи уточняются и дорабатываются. В процессе появляются дополнительные идеи. После перерыва начинается второй этап МШ. Участники продолжают генерировать идеи, уже с учетом информации и критики, полученной в перерыве.
Особенность проведения двойного МШ: выступления всех участников строго ограничены во времени. Анализ полученных после МШ идей проводят эксперты.
4. Метод I-G-I (индивид-группа-индивид)
МШ с элементами индивидуальной работы. Так на этапе генерации идей участникам запрещено разговаривать друг с другом. Свои решения каждый записывает отдельно, при этом ориентируясь не на качество, а на количество. Например, предложить не менее 10 идей из расчета 15 минут на каждую.
На следующем этапе ведущий воспроизводит предложенные решения, а авторы их презентуют. Далее идет групповое обсуждение. Участники высказывают замечания и соотносят решение с другими озвученными вариантами.
Третий шаг — снова индивидуальная работа. Проводят голосование за лучшую идею. У каждого участника равные права голоса. Идеи, которые получили наибольшую популярность, тестируют и передают на реализацию. Обсуждение по методу I-G-I занимает не более двух часов.
5. Теневой Мозговой штурм
В МШ участвуют 2 группы генераторов идей. Первая работает по классической схеме со всеми правилами. Предпочтительнее отобрать в нее более активных участников дискуссий. Вторая (теневая) в это время следит за обсуждением, но не участвует в нем. Зато ее участники записывают свои идеи, которые возникают в ходе обсуждений первой группы. В состав такой группы рекомендуют набирать более тихих участников, которым для генерации идей больше нужно погружение в себя.
После обсуждения решения обеих групп передаются экспертам для оценки, развития и комбинирования. Идет продолжение творческой фазы работы.
6. Графический Мозговой штурм
Участники группы генерируют новые идеи с помощью графических образов. Это активизирует деятельность правого творческого полушария. На этапе обсуждения все рисунки объединяют и анализируют. Их можно совмещать, дорисовывать, накладывать друг на друга, закрывать часть рисунка — делать все, что может вдохновить на новую идею. Этот вид МШ подходит, в том числе, для генерации технических идей. Когда важно быстро и схематично зафиксировать придуманный вариант.
7. Электронный Мозговой штурм
С развитием интернета пользуется особой популярностью. Электронный МШ (брейнлайнинг) — МШ онлайн без физического, а иногда и визуального контакта. Каждый участник электронного МШ находится на своем рабочем месте или дома, в привычной обстановке и не видит реакций других участников на его предложения. На условиях анонимности участники еще меньше зависят от оценочных суждений (отсутствуют мимика, интонации, жесты) и больше проявляют творческие способности.
К сожалению, отсутствие мотивации, сложность управления и контроля, наличие неограниченного круга лиц и троллинга сделали электронный МШ практически не используемым, кроме как в рамках вынужденной дистанционной работы внутри определенной компании.
4 популярные ошибки применения метода Мозгового штурма
Мы уже упоминали факторы, которые влияют на эффективность проведения МШ. Рассмотрим их более детально.
- Плохо проанализированная проблема. Так бывает, если мы недостаточно формализовали ситуацию и пытаемся устранить, например, следствие, а не саму проблему. Иногда бывает недостаточно исходной информации и нет возможности ее получить. В результате полученные идеи не решают проблемы.
- Ошибки в подборе и подготовке участников. В группе не должно быть одновременно начальника и подчиненных. Чаще всего ошибки связаны с отсутствием альтернатив при подборе состава группы. Другой вариант — участники не прошли полноценное обучение и не до конца разобрались в тонкостях техник выдвижения идей. Добавим сюда страх неудачи, ошибок, авторитетного мнения и получим в результате закрытых для творческого мышления участников.
- Нарушение процедуры проведения МШ. Недостаточное внимание и проработка всех этапов МШ, нарушение правил, отсутствие развития выдвигаемых идей — эти ошибки со стороны как ведущего, так и участников приводят к посредственным результатам.
- Ошибки, касающиеся применения результатов. Тот случай, когда мы забываем, что МШ нам указывает направление, а не дает конкретного, готового к реализации, решения проблемы.
Функции ведущего Мозгового штурма
Ключевой элемент МШ — ведущий. Он должен иметь достаточную квалификацию, чтобы чувствовать себя в теме, и придерживаться правильного направления в обсуждении. На ведущем держится весь процесс. Без него ни о каком МШ и речи быть не может.
- В первую очередь, ведущий берет на себя анализ и подготовку проблемы. Выделяет из нее подзадачи и решает, какую из них брать штурмом.
- Во-вторых, отбирает участников группы и проводит предварительный инструктаж по процедуре: что можно делать, что нельзя, показывает примеры удачных и неудачных решений.
- При необходимости проводит дополнительное обучение участников методам РТВ (метод фокальных объектов, метод контрольных вопросов и др.) и ментальным упражнениям.
- Руководит этапами генерации и анализа идей, содействует максимальному раскрытию творческого потенциала каждого участника.
- Разрабатывает критерии оценки, классифицирует и анализирует предложенные идеи, тестирует гипотезы.
- Проводит анализ итогов МШ.
На любом этапе ведущий должен быть включен и готов стимулировать активность группы. В том числе: не позволять оценивать и критиковать чужие идеи, давать возможность высказаться каждому участнику, предлагать собственные идеи, подсказывать способы генерации идей, вовремя прекращать обсуждение и т.д.
Еще одна обязанность ведущего — контроль тайминга этапов МШ.
- 3 мин на знакомство участников группы
- 5 мин — введение в проблему и постановка задачи
- 5 мин на озвучивание правил
- 20 мин на первичное обсуждение и генерацию идей
- 10 мин — новый виток обсуждения: ведущий подсказывает группе новые стимулы, направления и переключает внимание
- 5 мин на подведение итогов
Классический брейнсторминг продолжается 45-90 мин. Если брать меньше времени, велика вероятность, что дело не дойдет до креативных предложений. Есть затянуть процедуру более чем на 1,5 часа, люди устанут и их эффективность снизится. Для других видов МШ тайминг может меняться.
Преимущества и недостатки Мозгового штурма
Мозговой штурм — метод простой, доступный и не требующий дополнительных средств. Хорош для применения на начальном этапе решения проблемы, когда логические рассуждения еще не на чем строить. Как и у любого другого метода, у него есть свои плюсы и минусы.
Преимущества МШ:
- Снимает психологическую инерцию и стимулирует креативность.
- Участники группы работают в комфортной обстановке и потому принимают активное участие.
- За одну сессию можно придумать от 50 до 200 идей.
- Помогает найти направление решения несложных организационных задач.
Недостатки МШ:
- Не дает конкретного решения, а только указывает, в какую сторону копать.
- Использование не по назначению для неподходящих типов задач, например, сложных многоходовых.
- Работу в группе часто сложнее организовать, чем индивидуальную.
- Нарушение правил генерации идей. Критика и оценка снижают творческое мышление участников и убивают инициативу.
- Сложность оценки и экспертизы полученных идей. Как следствие, трудно определить лучшие решения.
- Эффективность метода зависит от личности ведущего.
Заключение
Как и любой другой креативный метод, Мозговой штурм эффективен для решения определенного типа задач в бизнесе. Среди множества его вариантов можно всегда выбрать тот формат, который больше подходит для вашей компании. Если в команде на постоянной основе есть обученный ведущий, брейнсторминг можно использовать каждый раз, как возникает необходимость в быстром и нестандартном решении проблемы.
Кроме МШ есть и другие методы, которые помогают снять внутренние ограничения и находить креативные решения задач. К ним относятся методы РТВ (развития творческого воображения). Освоить их вы можете на онлайн-курсе «Креативность как технология». Курс также доступен в записи.