Проектная работа в МОЭК
с применением инструментов ТРИЗ
Николай Прокопьев
Эвристические методы помогают в решении задач предприятия. В этом убедились сотрудники Московской объединенной энергетической компании (МОЭК), где была запущена долгосрочная программа с применением методики Теории решения изобретательских задач. Исполнителями программы стали специалисты Центра креативных технологий «Идеальные Решения», основатели Евразийской школы технологий и творчества.
Целью разработанной программы стало обучение работников компании ТРИЗ и творческим методам, которые помогают разрешать проблемные ситуации и повышать качество реализуемых проектов. Чтобы ее реализовать, специалисты ЦКТ «Идеальные решения» начали работу еще летом прошлого года, а завершили ее в преддверии зимы, в конце ноября 2019 года.
Как на практике использовать ТРИЗ в решении задач предприятия
Обучение разделилось на два этапа: теория и непосредственно проектная работа, где 40 слушателей в составе 12 команд работали над своими проектами и реализовывали их.
Работа проводилась помодульно. Участники проходили несколько этапов: анализ проблем (проектов), постановка, решение задач, формирование финальных решений. Заключительным этапом был модуль презентации проектов.
Специалисты изучали различные виды анализа и большое количество творческих инструментов, среди которых были метод аналогий, диаграмма Исикавы-Сибирякова, функционально-ориентированный поиск. Специалисты ЦКТ «Идеальные решения» на практике познакомили участников со следующими типичными инструментами ТРИЗ:
- идеальность;
- ресурсы систем, подсистем, надсистем;
- техническое противоречие;
- идеальный конечный результат;
- таблица разрешения технических противоречий;
- и другие.
Практическое обучение ТРИЗ-инструментам: работа над проектами
Основной акцент обучения был сделан на практике. Таким образом специалисты МОЭК одновременно обучались и при этом решали текущие задачи предприятия. К тому же, это позволило осознанно применять полученные знания и закреплять их в качестве профессиональных навыков.
А теперь приведем конкретные цифры:
- 4 месяца — длительность обучения;
- 7 однодневных проектных сессий для обучения ТРИЗ-инструментам;
- 30% — теория; 70% — практика на собственных проектах.
- 40 человек, 12 итоговых проектов.
Когда проходила защита проектов, специальная комиссия внимательно рассматривала доводы команд и принимала решение о перспективах и возможности внедрения проектов в производство. Ведь целью было не просто обучить, но повысить свой уровень знаний, навыков, разработать проекты и внедрить их на практике. По итогам презентации более половины проектов получили одобрение для дальнейшей реализации и внедрения.