Проектное творчество детей в образовательном центре «Сириус»
От идеи до патента: профильная смена проектного творчества для школьников
В рамках сотрудничества с Фондом Андрея Мельниченко ТРИЗ-эксперты Евразийской школы технологий и творчества разработали и провели профильную смену проектного творчества «Я изменяю мир».
Она прошла в образовательном центре «Сириус» (г. Сочи) для детей из центров детского научного и инженерно-технического творчества, которые созданы частным благотворительным Фондом Андрея Мельниченко в тех регионах, где присутствуют компании СГК, СУЭК и Еврохим.
Ее результатами стали рабочие прототипы проектов и составленные формулы изобретений на придуманные ребятами технические решения, которые при оформлении и подаче в Патентное ведомство РФ соответствующей заявки смогут получить патенты на изобретения.
Одновременно с нашими ребятами учились китайские воспитанники Фонда имени Сун Цинлин. Они работали по отдельной программе со специалистами образовательного центра «Сириус» и учились проектировать и проводить испытания макетов ракет различных типов — водяной, реактивной.
Интернациональная смена по развитию творческих способностей детей вылилась в 10 дней активной работы. Но обо всем по порядку.
Креативные методы обучения в профильной смене проектного творчества
Сотрудники Фонда Андрея Мельниченко обратились к специалистам Центра креативных технологий «Идеальные решения» со следующей задачей: нужно разработать специализированную программу для школьников, которая бы на практике обучала креативным методам и позволила бы по ее окончанию создать рабочий прототип изобретения. Специалисты Центра, на базе которой создана Евразийская школа технологий и творчества, подошли к делу основательно. За разработку программы взялись кандидат психологических наук Нелли Козырева и мастер ТРИЗ Виктор Тимохов. Модульную программу назвали «Я меняю мир», и именно она была реализована в сентябре 2019 года.
Работу со школьниками из Поднебесной вели педагоги из образовательного центра «Сириус», специалисты ЦКТ «Идеальные решения» полностью сосредоточились на обучении наших ребят. Большую поддержку в деятельности смены оказали педагоги из центров детского научного и инженерно-технического творчества, которые созданы и поддерживаются Фондом Андрея Мельниченко. Двадцать педагогов из этих центров приехали вместе с 36-ю подопечными 12-17 лет. Все они прибыли из различных регионов страны (Ленинск-Кузнецк, Новомосковск, Невинномысск, Кемерово и др.).
Все время, пока участники работали в учебном корпусе и жили в отеле Омега Сириус Парк (Omega Sirius Park Hotel), не утихали жаркие споры, рождались инсайты, решались текущие проблемы и совершенствовались прототипы изобретений.
Этапы проектного творчества
В первые дни ребята разделились на команды и научились выявлять проблемы, требующие изобретательского решения, и генерировать идеи для своего нового проекта Они познакомились с креативными методами изобретательства: морфологическим анализом, методом фокальных объектов, изобретательскими приемами ТРИЗ, оператором РВС;(Размер-Время-Стоимость) и другими.
На практике познакомились с приемами инженерного и проектного творчества. В ходе смены сотрудники образовательного центра «Сириус» провели для ребят экскурсию по лабораториям и познакомили с оборудованием, на котором юным участникам предстояло воплощать свои идеи в жизнь.
Каждую созданную идею — а их было 178 — ребята подробно прописали, проанализировали, отвечая на такие вопросы:
- Какую проблему решает проект? Какую закрывает потребность?
- Какой объект при этом улучшаем?
- В каком он контексте он должен работать (где и когда)?
- Каким образом решается проблема?
- Кто его целевая аудитория, конечный пользователь результата? Насколько масштабна целевая группа?
- Какие выгоды получает потребитель?
- Какова степень новизны текущего проекта?
После такой проработки с помощью педагогов и специалистов были отобраны 10 проектов для дальнейшей реализации в рамках смены. Ребята уже отвечали на вопросы следующего этапа реализации проекта: какие будут сроки выполнения, какие нужны детали для реализации, оборудование и так далее. Такие задачи решались совместно с педагогами, специалистами ОЦ «Сириус» и ЦКТ «Идеальные решения».
Мастер-классы по креативным методам обучения и работа на оборудовании
Также практически каждый вечер специалистами ЦКТ «Идеальные решения» велись подробные консультации, проводились мастер-классы по изобретательству, оказывалась всесторонняя поддержка проектным командам. В работе активно участвовали вице-президент Национальной Технологической Палаты Александр Хребтов и специалист ЦКТ Максим Тимохов. Отдельно следует отметить педагогов, которые приехали с детьми и самоотверженно включились в процесс изобретательства — на все дни профильной смены, не расслабляясь ни на секунду.
Несладко пришлось Виктору Морозову, менеджеру Фонда Андрею Мельниченко, который в сжатые сроки закупал все необходимые компоненты и комплектующие для реализации детских проектов, и находил выход из ситуации если каких-то деталей найти не удавалось. В результате школьники активно занимались воплощением своих изобретательских идей в лабораториях 3D-прототипирования, системо- и схемотехники, конструировали в компьютерных программах нужные детали и изготавливали их на фрезерных, токарных, лазерных станках и станках ЧПУ.
Буквально за 3-4 дня школьники освоили стадию прототипирования, и чтобы отвлечься, побывали в музее изобретателя и ученого Николы Теслы в Олимпийском парке Сочи. Возможно, это придало им сил с воодушевлением и энтузиазмом завершить начатые проекты.
Нет пределов совершенству: доработка прототипов проектного творчества
В рамках проектной деятельности команды вместе с педагогами сменили взгляд на проекты: искали в них недостатки, генерировали идеи по их улучшению и повышению степени новизны.
По методике Нелли Козыревой «Начинай изобретать» юные новаторы искали и изучали аналоги своих технических идей. После этого они составляли формулы изобретения для получения патентов на изобретения. Итогом слаженной работы стали 8 патентоспособных технических решений. Среди них три игрушки, складная пластиковая бутылка, система для безопасного передвижениях людей с нарушениями зрения Assistant Travel, мяч для спасения на воде, а также автоматизированная система пропуска людей на территории организации.
От идеи до результата
Заключительный день смены прошел в формате презентаций проектов, в том числе готовых прототипов. Школьники подробно рассказывали о созданных проектах, делились впечатлениями о смене.
Еще участники делали выводы о перспективах дальнейшего развития созданных проектов. По их уверенным выступлениям было понятно, что уезжали ребята домой с верой в свою изобретательность, креативность и находчивость. Ведь за 10 дней они прошли путь от идеи до реального результата, который можно потрогать руками.
Еще участники делали выводы о перспективах дальнейшего развития созданных проектов. По их речи было понятно, что они уезжали домой с верой в свою изобретательность, креативность и находчивость. Ведь за 10 дней они прошли путь от идеи до реального результата, который можно потрогать руками.
Подробнее о методической и организационной работе на профильной смене «Я изменяю мир» можно почитать в следующих статьях:
- Козырева Н.А. Технология обучения одаренных школьников в проектной школе «Я изменяю мир» (Образовательный центр «СИРИУС», г. Сочи)// Психология одаренности и творчества: Сборник научных трудов участников I Международной научно-практической конференции, Москва, 5-6 ноября 2019 г.; науч. ред. члена-корреспондента РАО, профессора А. И. Савенкова, профессора Л. И. Ларионовой. [Электронный ресурс] – М.: Известия ИППО, 2019. С. 212-217
- Козырева Н.А. Из опыта проведения проектной школы «Я изменяю мир» в образовательном центре «Сириус», г. Сочи.
То, что Вы работаете с детьми, это хорошо. А есть ли подобные примеры работы не только со школьниками, но и с педагогами? Ведь существует отдельное направление по ТРИЗ педагогике и обучению детей развитию творческого воображения. Можете ли Вы привести такие примеры? Было бы интересно узнать об этом.
С педагогами мы тоже работали и работаем. Например, мы проводили обучение для педагогов — по инициативе Фонда А. Мельниченко — в г. Барнаул. Это был пятидневный семинар по курсу «Развитие творческого воображения (РТВ)». Кроме того есть опыт работы с педагогами, занимающимися детским проектным творчеством, — для Фонда «Вольное дело» (Москва), а также для региональной программы по работе с талантливыми детьми (г. Пенза) и др.
Про обучение педагогов и представителей молодежных ЦМИТов элементам ТРИЗ в Пензе можно почитать https://ideal-solutions.ru/seminar-dlya-cmit-po-triz-v-penze/ и на https://www.trizland.ru/news/2949
А ещё можно поучиться изобретать онлайн и приобрести записи проведенного тренинга, по ссылке https://otsm-triz.ru/landing_patent, или написав организаторам на trizquest@yandex.ru
А вообще, конечно, национальная конкурентоспособность начинается с детства!
С какого возраста можно участвовать в подобных мероприятиях? У меня шестиклассник из физмата — можно ли пройти базовый курс по ТРИЗ в облегчённом формате? Может потянет одну из неадаптированных взрослых программ?
Эта Школа в Сириусе отличалась тем, что там, в основном, были ребята, участвовавшие в изобретательских конкурсах со своими проектами. Поэтому основная направленность обучения была — на создание и проработку проектов.
Если мы говорим о классическом школьном варианте или же о работе в системе дополнительного образования, то нужно учесть следующее:
Для разного возраста — разные программы.
1. Младшая школа — только методы развития творческого воображения (РТВ). Более инструментальные — алгоритмические инструменты — для них сложны.
2. Средняя школа — методы развития творческого воображения _ введение в основные инструменты ТРИЗ.
3. Старшая школа — инструменты ТРИЗ + креативные инструменты для проектного творчества.
Спасибо большое за развёрнутый ответ!
Как лучше сделать заказ?
Позвонить или на почту?
С уважением, Валентин.
valentin.goncharov_679909@mail.ru