Проектное творчество детей в образовательном центре «Сириус»

Николай Прокопьев

От идеи до патента: профильная смена проектного творчества для школьников

В рамках сотрудничества с Фондом Андрея Мельниченко ТРИЗ-эксперты Евразийской школы технологий и творчества разработали и провели профильную смену проектного творчества «Я изменяю мир».

Она прошла в образовательном центре «Сириус» (г. Сочи) для детей из центров детского научного и инженерно-технического творчества, которые созданы частным благотворительным Фондом Андрея Мельниченко в тех регионах, где присутствуют компании СГК, СУЭК и Еврохим.

Ее результатами стали рабочие прототипы проектов и составленные формулы изобретений на придуманные ребятами технические решения, которые при оформлении и подаче в Патентное ведомство РФ соответствующей заявки смогут получить патенты на изобретения.

Одновременно с нашими ребятами учились китайские воспитанники Фонда имени Сун Цинлин. Они работали по отдельной программе со специалистами образовательного центра «Сириус» и учились проектировать и проводить испытания макетов ракет различных типов — водяной, реактивной.

Интернациональная смена по развитию творческих способностей детей вылилась в 10 дней активной работы. Но обо всем по порядку.

Креативные методы обучения в профильной смене проектного творчества

Сотрудники Фонда Андрея Мельниченко обратились к специалистам Центра креативных технологий «Идеальные решения» со следующей задачей: нужно разработать специализированную программу для школьников, которая бы на практике обучала креативным методам и позволила бы по ее окончанию создать рабочий прототип изобретения. Специалисты Центра, на базе которой создана Евразийская школа технологий и творчества, подошли к делу основательно. За разработку программы взялись кандидат психологических наук Нелли Козырева и мастер ТРИЗ Виктор Тимохов. Модульную программу назвали «Я меняю мир», и именно она была реализована в сентябре 2019 года.

Работу со школьниками из Поднебесной вели педагоги из образовательного центра «Сириус», специалисты ЦКТ «Идеальные решения» полностью сосредоточились на обучении наших ребят. Большую поддержку в деятельности смены оказали педагоги из центров детского научного и инженерно-технического творчества, которые созданы и поддерживаются Фондом Андрея Мельниченко. Двадцать педагогов из этих центров приехали вместе с 36-ю подопечными 12-17 лет. Все они прибыли из различных регионов страны (Ленинск-Кузнецк, Новомосковск, Невинномысск, Кемерово и др.).

Все время, пока участники работали в учебном корпусе и жили в отеле Омега Сириус Парк (Omega Sirius Park Hotel), не утихали жаркие споры, рождались инсайты, решались текущие проблемы и совершенствовались прототипы изобретений.

Этапы проектного творчества

В первые дни ребята разделились на команды и научились выявлять проблемы, требующие изобретательского решения, и генерировать идеи для своего нового проекта Они познакомились с креативными методами изобретательства: морфологическим анализом, методом фокальных объектов, изобретательскими приемами ТРИЗ, оператором РВС;(Размер-Время-Стоимость) и другими.

На практике познакомились с приемами инженерного и проектного творчества. В ходе смены сотрудники образовательного центра «Сириус» провели для ребят экскурсию по лабораториям и познакомили с оборудованием, на котором юным участникам предстояло воплощать свои идеи в жизнь.

Каждую созданную идею — а их было 178 — ребята подробно прописали, проанализировали, отвечая на такие вопросы:

  1. Какую проблему решает проект? Какую закрывает потребность?
  2. Какой объект при этом улучшаем?
  3. В каком он контексте он должен работать (где и когда)?
  4. Каким образом решается проблема?
  5. Кто его целевая аудитория, конечный пользователь результата? Насколько масштабна целевая группа?
  6. Какие выгоды получает потребитель?
  7. Какова степень новизны текущего проекта?

После такой проработки с помощью педагогов и специалистов были отобраны 10 проектов для дальнейшей реализации в рамках смены. Ребята уже отвечали на вопросы следующего этапа реализации проекта: какие будут сроки выполнения, какие нужны детали для реализации, оборудование и так далее. Такие задачи решались совместно с педагогами, специалистами ОЦ «Сириус» и ЦКТ «Идеальные решения».

Мастер-классы по креативным методам обучения и работа на оборудовании

Также практически каждый вечер специалистами ЦКТ «Идеальные решения» велись подробные консультации, проводились мастер-классы по изобретательству, оказывалась всесторонняя поддержка проектным командам. В работе активно участвовали вице-президент
Национальной Технологической Палаты Александр Хребтов и специалист ЦКТ Максим Тимохов. Отдельно следует отметить педагогов, которые приехали с детьми и самоотверженно включились в процесс изобретательства — на все дни профильной смены, не расслабляясь ни на секунду.

Несладко пришлось Виктору Морозову, менеджеру Фонда Андрею Мельниченко, который в сжатые сроки закупал все необходимые компоненты и комплектующие для реализации детских проектов, и находил выход из ситуации если каких-то деталей найти не удавалось. В результате школьники активно занимались воплощением своих изобретательских идей в лабораториях 3D-прототипирования, системо- и схемотехники, конструировали в компьютерных программах нужные детали и изготавливали их на фрезерных, токарных, лазерных станках и станках ЧПУ.

Буквально за 3-4 дня школьники освоили стадию прототипирования, и чтобы отвлечься, побывали в музее изобретателя и ученого Николы Теслы в Олимпийском парке Сочи. Возможно, это придало им сил с воодушевлением и энтузиазмом завершить начатые проекты.

Нет пределов совершенству: доработка прототипов проектного творчества

В рамках проектной деятельности команды вместе с педагогами сменили взгляд на проекты: искали в них недостатки, генерировали идеи по их улучшению и повышению степени новизны.

По методике Нелли Козыревой «Начинай изобретать» юные новаторы искали и изучали аналоги своих технических идей. После этого они составляли формулы изобретения для получения патентов на изобретения. Итогом слаженной работы стали 8 патентоспособных технических решений. Среди них три игрушки, складная пластиковая бутылка, система для безопасного передвижениях людей с нарушениями зрения Assistant Travel, мяч для спасения на воде, а также автоматизированная система пропуска людей на территории организации.

От идеи до результата

Заключительный день смены прошел в формате презентаций проектов, в том числе готовых прототипов. Школьники подробно рассказывали о созданных проектах, делились впечатлениями о смене.

Еще участники делали выводы о перспективах дальнейшего развития созданных проектов. По их уверенным выступлениям было понятно, что уезжали ребята домой с верой в свою изобретательность, креативность и находчивость. Ведь за 10 дней они прошли путь от идеи до реального результата, который можно потрогать руками.

Еще участники делали выводы о перспективах дальнейшего развития созданных проектов. По их речи было понятно, что они уезжали домой с верой в свою изобретательность, креативность и находчивость. Ведь за 10 дней они прошли путь от идеи до реального результата, который можно потрогать руками.

Фотографии: официальная группа Вконтакте Фонда Андрея Мельниченко; Максим Тимохов, «Идеальные Решения»

Подробнее о методической и организационной работе на профильной смене «Я изменяю мир» можно почитать в следующих статьях:

Автор:
Николай Прокопьев