Решение социальных задач: кейс «Помоги шерифу»
«Старик» Ньютон давно открыл закон, согласно которому любое движение сталкивается с сопротивлением.
И движение жизни в том числе. Проблемы-тормоза, случается, вырастают практически на пустом месте, как грибы после дождя. И требуют разрешения — желательно быстрого, эффективного и с минимальными затратами.
Первое правило при разрешении проблем — внятное представление, чего же мы на самом деле хотим. Так абстрактная проблема превращается в конкретную задачу. Дальше все как в школьном учебнике: условие, решение, ответ. Но мы-то с вами прекрасно знаем, что в реальной жизни не все так просто. Чаще всего, есть условия, в которых возникла проблема, есть какие-то ресурсы для ее разрешения и есть желание «что-то сделать», чтобы проблема исчезла.
Но что сделать? И как?
Реальная жизнь подсказывает истории, достойные анализа, чтобы протестировать свои способности находить выход из нестандартных ситуаций.
Одна из таких историй случилась в 1960-е годы в небольшом курортном городке на Восточном побережье США. Летом этот уютный городишко становился популярным прибежищем для отдыхающих студентов: молодежь заполняла гостиницы, бары и пляжи, значительно пополняя городской бюджет.
Однако в один несчастливый период среди отдыхающих молодых людей появилась странная мода — им стало нравиться попадать в местный полицейский участок за какие-нибудь мелкие хулиганские действия. Разбитое стекло, перевернутая урна, легкая потасовка — и полицейские «поселяют» дебошира за решетку до выяснения обстоятельств.
Как правило, утром все выясняется, и хулигана выходит на волю. Но в глазах своих друзей и подружек он приобретает ореол «зэка» со всеми атрибутами тюремной романтики: мол, я тюрьму прошел, а вы тут — малыши!
Странная мода настолько захватила молодежь, что городская тюрьма уже каждую ночь не вмещала всех нарушителей спокойствия, а расходы городского бюджета стали превышать доходы. Мэр вызвал к себе шерифа и попросил «утихомирить молодежь».
И что же предпринял шериф?
В идеале ему нужно сделать так, чтобы студентам самим расхотелось проводить ночи в местной тюрьме. Это был бы Идеальный Конечный Результат решения задачи.
ИКР — Идеальный Конечный Результат — одних из наиболее эффективный инструментов Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Обучение навыкам владения этим полезным инструментом проходит семинарах «Креативной недели» Центра креативных технологий «Идеальные решения». Участники практических семинаров получают в свое распоряжение 25 творческих инструментов и на практике овладевают навыками их владения.
Как это было с реальной задачей «Помоги шерифу» на одной из прошлых «креативных недель». Смотрим!