Методы РТВ: Метод фокальных объектов (МФО)

Из цикла статей по методам развития творческого воображения (РТВ) для детей и взрослых

Анна Качан-Юрина

Напоминаю, что в написании этих текстов мне помогает 9-летняя дочь. Она же в процессе и обучается. Ранее мы попробовали простые методики — время переходить к более сложным. Сегодня разберем МФО. Метод, который помогает в борьбе со стереотипами.

Суть метода

Фокальный объект — это неодушевленный предмет, который мы хотим придумать в новом качестве или с новой функцией. Так в свое время был изобретен сотовый телефон с функцией фотоаппарата или йогурт с добавлением ягод.

Где же брать новые функции и свойства предмета? В случайных предметах из совсем противоположных областей, в том числе из мира живой природы (снег, солнце, ромашка, тигр и др.). Например, если мы хотим усовершенствовать сковородку, то в качестве источника вдохновения стакан или нож не подойдут, а вот бегемот и светофор будут в самый раз.

После того как вы выбрали 3-5 предметов для вдохновения, запишите их. Теперь для каждого предмета нужно составить список его характеристик и функций. Для этого можно использовать прилагательные, существительные, глаголы и деепричастия. Записывайте их в том количестве, в каком они приходят в голову, но не менее 3 для каждого предмета.

На заключительном этапе присоединяем полученные свойства к фокальному объекту и пытаемся представить, что же из этого может получиться. Не забываем про практичность применения МФО. Отвечаем сами на себе на вопросы: кому это будет интересно, как и где это можно использовать.

Читайте также «Творческие занятия с ребенком: Кит и КОТ»

Как работает Метод фокальных объектов на примере

В качестве предмета для совершенствования моя дочь-третьеклассница выбрала ночник. Затем мы составили список случайных объектов. Это оказались собака, конфета, цветок, коньки и звезда. Попыхтели над выявлением свойств и характеристик предметов, потому что у ребенка не с первого раза получилось выделить нужное. Учли тот факт, что свойства должны быть конкретными (красивый/не красивый — субъективная оценка) и не банальными (круглый, белый, черный и др.). Чем интереснее свойство, тем более неожиданным получается новый предмет.

В итоге получилась такая таблица.

Фокальный объектСлучайные предметы
СОБАКАКОНФЕТАЦВЕТОККОНЬКИЗВЕЗДА
НОЧНИКвеселаясладкаянераспустившийсяспортивныесверкающая
расчесаннаякислаясрезанныйна липучкев космосе
много шерстина палочкевкусно пахнетс лезвиемнарисованная
игриваяв форме спиралис росойс чехламис лучами

Сразу скажу, что следующий этап МФО — присоединение полученных свойств к предмету — мы одолели не с первого раза. Хотя я на примере своих версий показывала, как это можно сделать. Да, на этом этапе ребенку придется пошевелить мозгами. Зато, когда мы взялись за задание второй раз, дочь наконец вошла в раж и без моей помощи записала варианты на каждую характеристику. Вот что у нее получилось.

НОЧНИК + ВЕСЕЛАЯ: Ночник как диско-шар, на каждой грани веселый смайл, когда его включаешь, он смеется.

НОЧНИК + РАСЧЕСАННАЯ: Ночник в форме куклы, которой можно заплетать волосы (тренажер для плетения волос).

НОЧНИК + МНОГО ШЕРСТИ: Ночник в форме сферы, на поверхности много светящихся ворсинок. Создает много светящихся точек вокруг.

НОЧНИК + ИГРИВАЯ: Ночник в форме петушка. Дочь использовала аналогию «игривый» — «грива». То есть петушок с гривой/гребнем.

НОЧНИК + СЛАДКАЯ: Ночник в карамели, который можно облизывать.

НОЧНИК + КИСЛАЯ: Ночник со вкусом лимончика, тоже можно облизать.

НОЧНИК + НА ПАЛОЧКЕ: Ночник в форме звезды на палочке.

НОЧНИК + В ФОРМЕ СПИРАЛИ: Спираль стоит на крутящейся платформе и гипнотизирует в сон.

НОЧНИК + НЕРАСПУСТИВШИЙСЯ: Ночник в форме цветка, когда включен — цветок распускается, а когда выключен — в форме бутона.

НОЧНИК + СРЕЗАННЫЙ: Также в форме цветка, стоит на светящейся траве. Ночник-цветок можно использовать отдельно как фонарик, т.е. «срезать» из травы.

НОЧНИК + ВКУСНО ПАХНЕТ: Ночник можно ароматизировать на 24 часа, дополнительная функция аромалампы.

НОЧНИК + С РОСОЙ: Ночник в виде фонтана, наверху звезда. Приводится в действие дополнительной кнопкой.

НОЧНИК + СПОРТИВНЫЕ: Скорее светящийся мяч, чем ночник. Но играть им можно и ночью.

НОЧНИК + НА ЛИПУЧКЕ: Переносной ночник, который за липучку можно прикрепить практически к любой поверхности.

НОЧНИК + С ЛЕЗВИЕМ: Передвигающийся ночник — девочка на коньках. Заводная кукла, которая может кататься по полу (по комнатам).

НОЧНИК + С ЧЕХЛАМИ: Светящийся чехол на телефон. Может светиться в темноте.

НОЧНИК + СВЕРКАЮЩАЯ: Ночник с блестками. Блестки в наборе, можно выбрать, какие использовать.

НОЧНИК + В КОСМОСЕ: Ночник в виде панели, на которой изображен космос. Внутри космоса есть один объект, например, планета, который можно вынуть из панели, и он будет отдельно светиться.

НОЧНИК + НАРИСОВАННАЯ: В комплекте раскраска с формой и светящиеся фломастеры. Раскрашиваешь раскраску по своему вкусу, и она по ночам светится.

НОЧНИК + С ЛУЧАМИ: Ночник в форме солнца, гибкие лучи можно разворачивать в нужную сторону.

 

Больше практики и навыков решения креативных задач с помощью МФО вы получите на онлайн-курсе «Метод фокальных объектов (МФО)»

Что в итоге

Чтобы выполнить упражнение на использование метода МФО, нам потребовалось больше часа. Такой финт уже не провернешь на ходу в трамвае или на прогулке. Зато ребенок проработал тему характеристик и свойств, что в целом хорошо сказывается на развитии логики. Чтобы включить творческое мышление, потребовалось больше времени по сравнению с простыми упражнениями. Скорей всего потому, что это было что-то новое и сложное. Думаю, во второй раз у дочери получится быстрее придумывать новые предметы.

Пусть некоторые варианты новых предметов сейчас кажутся очевидными и простыми, все же есть несколько примеров, которые можно докрутить и создать из них что-то полезное. Например, ночник для гипнотизирования и ночник с гибкими светящимися лучами.

А вам какой вариант показался достойным реализации? Пишите в комментариях.

Про этот и другие методы развития творческого воображения (РТВ) читайте в блоге Евразийской школы технологий творчества (EASTT).
Евразийская школа технологий творчества
Автор:
Анна Качан-Юрина