Методы РТВ: Кит и Кот

Из цикла статей по методам развития творческого воображения (РТВ) для детей и взрослых
Анна Качан-Юрина

Уже сейчас креативность входит в ТОП-5 качеств, которые работодатели ценят в сотрудниках. Креативность, как ее понимают в бизнесе, — это способность генерировать оригинальные идеи и нестандартно подходить к решению задач. Умение придумать что-то так, как не удавалось до тебя другим людям.

Чтобы развить воображение, его нужно чаще тренировать. Да, как мышцы. Все приемы, которые я приведу простые и доступные. Упражнения можно выполнять дома в тетрадке или за ноутбуком, а можно на прогулке или в общественном транспорте. Но, конечно же, не доставляя неудобств окружающим :).  

Суть метода

Метод, который появился, благодаря творчеству Бориса Заходера. Именно он в своем стихотворении «Кит и Кот» решил поменять персонажей местами и посмотреть, что же из этого выйдет.

Жили-были КОТ и КИТ.
КОТ — огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
КИТ мяукал, КОТ пыхтел,
КИТ купаться не хотел,
Как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!

Какой же прием использовал автор? Он просто нашел два имени существительных, которые отличаются друг от друга всего на одну букву (Кит и Кот) и поменял их в истории местами. Так Кот оказался в океане, а Кит — пошел ловить мышей и есть сметану. Получилась вполне забавная детская история. Похожую может придумать любой ребенок.

Чтобы помочь ему с рассказом, действуем по алгоритму:

  1. Подбираем похожие существительные.
  2. Вспоминаем, где мы сталкиваемся с ними в жизни.
  3. Отвечаем на вопросы: Что они делают? Как их можно использовать?
  4. Меняем героев местами и фантазируем, что же с ними может произойти.
  5. Немного анализа: что хорошего и что плохого можно ожидать от такой перестановки.
  6. Создаем фон истории: придумываем, как себя чувствуют после перестановки люди, животные и предметы, находящиеся вокруг.

 

Как работает метод на примере

У меня дома живет 9-летний подопытный кролик девочка. Она и стала частью моего эксперимента. Попробуем вместе с ней написать свою историю.

Так получилось, что из всех придуманных вариантов: мама/лама, дом/ком, ложка/ножка, она выбрала близкий к авторскому – Кот и Рот.

На 2-ом этапе выяснили, что Кот — это домашнее животное. Встретить его можно дома, на улице или в зоомагазине. Котов могут окружать другие животные, насекомые, люди и вещи. Рот же находится на лице. Рядом с ним — нос, глаза, брови и волосы. В Рот можно положить еду.

3-ий этап. Кот лежит, спит, ест, охотится и гуляет. С ним можно играть, его можно гладить. Рот нужен, чтобы дышать, есть и говорить.

На 4-ом этапе меняем героев местами. Рот может лизать и ласкаться как Кот. Может мяукать и кушать как настоящий питомец. Кота вместо Рта на лице можно гладить. Вместо того, чтобы по утрам чистить свои зубы, можно чистить зубы Кота. Кот может сбежать с лица. Это может быть нарисованный Кот, которого можно смыть.

Что же с преимуществами и недостатками? Вместо милого пушистого животного по дому будет бегать слюнявый Рот. Рот может больнее укусить, чем Кот. Зато Рот не будет ходить в туалет) И спать не будет, потому что у него нет глаз. И с ним можно всегда играть. Если вместо Рта на лице будет Кот, то ты не сможешь ни есть, ни пить. Зато опять же не придется чистить зубы. Но и губы не сможешь накрасить. Простите, но еще вас не будет рвать, потому что рвать будет через Кота.

Что изменилось бы в окружающем мире. Волосы стали бы расти дальше от Кота, потому что он может их запутать. Вместо Кота на прогулку будешь ходить со Ртом, а окружающие при этом будут удивляться, пугаться и даже иногда терять сознание. Но не все. Некоторые все-таки будут его подкармливать.

Отдельная история, если Ртом попробовать заколоть волосы.

Что в итоге

Ребенка удалось отвлечь от гаджетов. Да, потому что взамен я предложила что-то не менее интересное. А когда еще дочь узнала, что это нужно для статьи, тут ее радости не было предела. Как же, про нее в интернетах напишут! Но даже если вы не планируете делиться успехами своих детей публично, вы все равно получите профит — возможность сохранить и развить в ребенке творческое мышление.

Под конец упражнения фантазия дочери разыгралась. Детям вообще проще удается перескочить с рационального мышления на творческое. Вжух! И они уже в сказке. Вот чтоб со временем не растерять эту способность, стоит периодически делать подобные упражнения. Там, глядишь, и сами как в детстве фантазировать начнете.

Про этот и другие методы развития творческого воображения (РТВ) читайте в блоге Евразийской школы технологий творчества (EASTT).

Евразийская школа технологий творчества
Автор:
Анна Качан-Юрина
Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *