Метод фокальных объектов: кейс из соцсетей

Анна Качан-Юрина

Пример применения метода фокальных объектов (МФО)

Одна голова — хорошо, две — лучше. Совместные усилия наших подписчиков из соцсетей — бесценно. В группе ВК «ТРИЗ, креативность, творческие методики» на примере учебных задач разбираем, как работают методы развития творческого воображения (РТВ). Это дает дополнительную практику и тем, кто уже прошел обучение в Евразийской школе технологий творчества EASTT, и тем, кто еще думает об этом.

Главная фишка решения задач в соцсетях — участие подписчиков группы на всех этапах процесса решения. Начиная от выбора проблемной ситуации, заканчивая отбором наиболее качественных идей.

Так появился кейс по совершенствованию детских подгузников — памперсов. Несмотря на то, что над ними уже в свое время хорошо потрудились инженеры Procter & Gamble, нет предела совершенству. В конце кейса вы это сами поймете. Чтобы получить новые бизнес-идеи по улучшению товара, мы применили метод фокальных объектов.

Коротко о методе

Это простой, быстрый и понятный способ генерации идей для совершенствования продуктов. Если у вас есть конкретный (фокальный) объект, который нужно изменить и/или усовершенствовать, к нему рандомным образом можно присоединить характеристики и свойства других случайных объектов. Таких объектов должно быть 5-7 штук. В идеале, чтобы все они были из разных областей, далеких от фокального объекта. На основе полученных сочетаний генерируем бизнес-идеи для решения задачи.

На практике метод фокальных объектов также используют для:

  • поиска идей по продвижению товаров и услуг;
  • поиска новых способов применения продуктов;
  • поиска новой ЦА и сегментов рынка;
  • разработки маркетинговых планов;
  • поиска идей для написания сюжетов.

 

Фокальный метод: примеры бизнес-идей через отвлеченные объекты

Подбираем объекты для фокального метода

 

Применение метода фокальных объектов: практика

Этап 1. Выбираем 5 случайных объектов

МФО, как и любой другой метод, можно начинать с постановки проблемы. В нашем случае — выбора фокального объекта для совершенствования. Но для чистоты эксперимента, чтобы совсем уйти от стереотипов мышления, мы решили начать с выбора случайных объектов. Для этого попросили подписчиков группы предложить свои варианты случайных объектов, из которых мы выберем окончательные.

Из предложенных вариантов лидерами стали объекты, связанные с домашней утварью, техникой, едой и природными явлениями. Выбрали из них 5: одеяло, колесо, туман, кисель и кот.

Этап 2. Выбираем фокальный объект

В комментариях было много предложений по выбору объекта для совершенствования. Среди них были варианты, которые не совсем понятны или не входят в сферу применения фокального метода. Приведем эти ошибки, чтобы во второй раз не наступить на те же грабли.

«Грязная посуда». МФО не подходит для совершенствования технологических процессов.

«Хмурое утро». Неточная формулировка. Непонятно, что нужно совершенствовать: то ли как сделать утро солнечным, то ли как изменить личное восприятие. А может это была завязка для сюжета? Вычеркиваем.

«Написание бизнес-плана». Это классическая задача, которая больше подходит для логических и стратегических инструментов. Внутри этой задачи есть подзадачи, связанные с маркетингом и продажами. Вот к ним можно было бы применить МФО, но это только малая часть бизнес-плана. Поэтому тоже не подходит.

В итоге остановились на «памперсах».

Этап 3. Составляем списки свойств для каждого случайного объекта

К характеристикам и свойствам объектов, которые можно использовать в МФО, есть свои требования:

  • Свойства должны быть максимально конкретными и не зависеть от субъективной оценки. Например, «добрый» кот не подойдет, потому что те, кого этот кот кусал, скорей всего будут против. А вот кот «персидский», «облезлый» или «полосатый» — самое то.
  • Обойдемся без банальностей. Белый/черный, большой/маленький, красивый и прочее не используйте как свойства. Они редко дают необычные и толковые сочетания для генерации идей.
  • Свойствамогут быть переменными. Например, сухой/мокрый, спящий/играющий. Их можно крутить-вертеть, чтобы получить что-то интересное.

 

С помощью подписчиков мы получили вот такую таблицу.

Таблица по инструменту ТРИЗ: метод фокальных объектов в действии

Примеры свойств для получения бизнес-идей по фокальному методу

 

Этап 4. Генерация идей по совершенствованию подгузника

Тут-то мы и увидели всю силу коллективного мозга. На выходе получили более 20 идей. Некоторые очень фантастические. «Памперс, который подает в качестве сигнала бедствия сиреневый дым, если вы с ребенком заблудились в лесу». К подгузнику присоединили свойство «сиреневый» от объекта «туман». Или «Шипованный памперс для отучения от подгузников, чтобы ребенок сам отказался». Присоединили свойство «шипованный» от «колеса».

Посчитали лайки под понравившимися комментариями и выбрали 4 решения, которые подписчики группы сочли наиболее перспективными.

  1. Абсолютный лидер — «Линяющий памперс меняет цвет по мере заполнения». На основе свойства «линяющий» от объекта «кот». Очень ожидаемо. Навряд ли кому-то приносит удовольствие разглядывание содержимого подгузника. Удобно: памперс поменял цвет, значит пора менять его на новый.
  1. «Памперс с запасным блоком по аналогии запасного парашюта. Основной можно менять на запасной». Выгодное предложение с точки зрения экономии. Памперс 2-в-1.
  1. Экологичный вариант «Памперс с рассеивающимся фильтром. Поглощает жидкость и с помощью вещества-катализатора преобразует ее в новую субстанцию без запаха. Использованный слой можно удалить, а памперс дальше носить до окончания расходования вещества». Другие примеры: «Памперс для использованияв горах. В этом случае преобразованное вещество можно не выкидывать, а использовать в качестве розжига» или «памперс, который после использования превращается в удобрение».
  1. «Липкий памперс сам прилипает к телу, не съезжает и не протекает. Липучка с внешней стороны упрощает процесс надевания». Двойное удобство: и для малыша, и для родителей.

С нашей точки зрения эти решения вполне реально реализовать, нашлись бы желающие.

Получите еще больше практики и навыков решения креативных задач, в том числе связанных с созданием продуктов, на онлайн-курсе

Аналогичные действия для поиска идей с помощью МФО можно проводить в офлайне. Результат будет даже еще более впечатляющим. Так на 4 этапе МФО «Генерация идей» в живую за 1 час творческая команда может нагенерить от 50 до 100 новых идей. Некоторые из них будут стоящими. Их можно рассматривать для дальнейшего развития и реализации.

Благодарим подписчиков группы ВК за участие в создании кейса. На одном методе мы не остановимся, будем продолжать обсуждение задач и поиски решений дальше. Чтобы принять участие, вступайте в группу ВК «ТРИЗ, креативность, творческие методики».

Евразийская школа технологий творчества
Автор:
Анна Качан-Юрина
Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *