Что нужно знать о методе фокальных объектов (МФО)

Анна Качан-Юрина

МФО – эвристический метод решения задач и развития творческого воображения. Кто говорит, что эвристические термины — это сложно, частично правы. Но если попробовать перевести их на доступный русский, выходит вполне понятно.

Фокальный объект — это на самом деле то, что находится в фокусе внимания решаемой задачи. Ищем новый способ применения будильника, фокальным объектом будет будильник или новый способ его использования. Решаем, откуда привлечь новых посетителей на выставку, в центре задачи — сама выставка или отдельный стенд.

МФО — это способ придумать много-много самых неожиданных и неочевидных идей для решения задачи, в центре которой находится наш фокальный объект. Впервые метод был придуман и описан в 1926 году профессором Берлинского университета Э. Кунце. В 50-е годы усовершенствован американцем Чарльзом Вайтингом.

Как всякий метод генерации идей, МФО должен снимать стереотипы мышления, уводить вас с протоптанной тропинки рассуждений и ассоциаций

МФО подходит для решения задач:

  • по совершенствованию товаров и услуг
  • по продвижению товаров и услуг
  • по поиску новых рыночных сегментов
  • по поиску новых способов применения технологий и продуктов
  • по поиску новых идей для дизайна, сюжетов, сценариев и статей

 

Суть метода МФО

Выбираем фокальный объект и присоединяем к нему свойства и характеристики других случайных объектов. Чем меньше логических связей и ассоциаций у новых объектов с фокальным, тем интереснее и фантастичнее рождаются идеи.

Этот способ помогает уйти от стереотипов к новым ассоциациям. Свернуть с проторенной тропы на неизведанную дорожку.

Как это работает

  1. Анализируем исходную ситуацию и выбираем цель. Например, придумать новый способ применения будильника.
  2. Выбираем фокальный объект. В нашем примере — будильник.
  3. Составляем список выбранных наугад объектов. От 3 до 7. Например, ножницы, коврик, подушка, зубная щетка, лягушка, шкаф и кастрюля.
  4. Составляем список свойств каждого объекта. Надежный, красивый, удобный тут не подойдут. Свойство должно быть конкретным. Например, ножницы твердые, острые и имеют кольца для пальцев.
  5. Переносим выбранные свойства на фокальный объект (как показано на рисунке ниже).
  6. Генерируем новые идеи. Например, будильник с кольцами для пальцев в момент пробуждения колет небольшими шипами или слабыми разрядами тока.
  7. Анализируем и отбираем те идеи, которые нам подходят.

 

 

На выходе из множества даже самых бредовых идей найдутся такие, которые позволят придумать что-то совершенно новое, отличное от других.

 

Типичные ошибки при использовании метода МФО:

  • Нечеткое определение цели: что хотим получить в результате. «Что-нибудь из чего-нибудь» — не подойдет.
  • Выбор «близких» объектов для переноса свойств. Лучше пусть совсем из другой области. Не откидывайте сразу заведомо «неподходящие» варианты. Если идти по алгоритму, они наверняка подкинут вам пару-тройку внезапных идей.
  • Использование «типовых» свойств: дорогой, полезный, служебный и проч.
  • Пропуск свойств, не дающих идей. В этом случае используйте вторичные ассоциации. Например, желтый — солнце, песок.

 

В процессе решения будет велико желание подогнать очевидные идеи под конкретные свойства продукта. Не делайте так. Если вы перепрыгните несколько пунктов алгоритма, вы потеряете другие, неочевидные решения. А ведь в этом вся фишка метода.

На выходе 1 человек за 1 час может нагенерировать 20-30 идей. В команде из 5-6 человек результаты будут еще внушительнее — от 50 до 100 идей. Вполне жизнеспособных и конкурентных.

Итог

Метод отличается простотой и большими  возможностями поиска новых точек зрения на проблему. В нём используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

Результативность поиска с помощью МФО во многом определяется «чувствительностью» к конструкциям языка, умением строить оригинальные ассоциативные цепочки.

Практика МФО

Посмотреть, как это выглядит на практике, и получить навыки применения МФО можно на мастер-классе «Больше, еще больше идей. Метод фокальных объектов» или в первый день серии тренингов «Креативная неделя».

Евразийская школа технологий творчества
Автор:
Анна Качан-Юрина
Читайте также  Онлайн-курс «Креативность как технология». Старт 11.08.2020
Поделиться