Эвроритм: выходим за грани разумного

Анна Качан-Юрина

Каждый человек при разработке чего-то нового сталкивается со стереотипами и инерцией мышления. Наши мысли привычно текут в знакомом и проверенном жизнью русле и мешают выйти за рамки личного опыта и ограниченных возможностей. При этом новых решений на старом пути нет. Поэтому люди стали придумывать средства для борьбы с инерцией мышления.

Эвроритм, или этажное конструирование — один из способов выйти за рамки привычных ограничений. С его помощью можно разложить по полочкам (этажам) любой объект или процесс, который нам нужно усовершенствовать. Это возможно за счет рассмотрения изменений основных свойств и функций объекта. На каждом этаже будет свое сочетание параметров и свои идеи, которые развиваются по мере восхождения на более высокий этаж.

Среди множества полученных решений есть совсем фантастические и нереализуемые идеи, но также попадаются и варианты, неочевидные для нас в силу инерции, но вполне реально осуществимые.

Для решения практических задач из реальной жизни

Этажное конструирование подходит для стимулирования творческого мышления школьников и студентов, менеджеров, дизайнеров, инженеров, педагогов и всех, кто ищет нестандартные решения проблемных ситуаций.

Используйте Эвроритм в ситуациях:

  • Создания, модификации и улучшения технических устройств
  • Создания новой среды или сообществ
  • Создания новых рынков или сегментов рынка
  • Разработки идейдля художественных произведений, шоу, праздников и др. увеселительных мероприятий
  • Разработки прогнозов развития проектов
  • И др.

 

Фантастические идеи и маркетинг

История появления Эвроритма

Многие невероятные идеи и прогнозы писателей-фантастов становятся будничной реальностью. Особенно те, в которых есть история научно-технического развития. Есть исходные данные и есть предположения, как изменится мир при выполнении определенных условий. Каждое такое произведение — это победа над инерцией мышления и кладезь научно-фантастических идей, которые со временем становятся реальностью и даже прочно входят в обиход.

А если попробовать пойти по пути авторов-фантастов? Может быть есть какой-то способ, который помогает получать фантастические идеи по четкой схеме? Именно так сделал автор методики Генрих Альтшуллер. Он проанализировал популярные произведения научной фантастики и в итоге пришел к эвристическому алгоритму. В его основе лежит системный подход к объекту исследования. Сначала это была 4-этапная схема, позднее более развитая 9-этапная. Причем вторая не значит лучше первой, их обе можно использовать в зависимости от масштабности задач и времени на поиск решения.

Эвроритм эффективен не только для создания фантастических рассказов и сценариев, но и для получения оригинальных идей в бизнесе и научной сфере.

Прокачайте навыки использования Эвроритма и других креативных методов на тренинге

6 шагов работы с эвристическим алгоритмом

  1. Выбор системы. С чем нам предстоит работать и что решать? Это может быть рекламный постер, карандаш, техническое устройство, например, стиральная машина, мероприятие. Обозначаем как С.
  2. Определение цели действий. Чего мы хотим? Получить новые идеи по продукту, совершенствовать устройство, создать шоу или спрогнозировать развитие товара.
  3. Определение функции системы. Для чего она предназначена? Что и как может делать? Формулируется для конкретного объектаприменительно к конкретным условиям работы. Функция проявляется в действии, поэтому ее формулировка должна содержать глагол. Для карандаша — это наносить следы графита на поверхность бумаги. Для стиральной машины барабанного типа — очищать белье от грязи путем его вращения в воде с моющим средством. Обозначаем как Ф.
  4. Использование Эвроритмадля получения идей. Для выбранных С и Ф проводим исследование по каждому этапу.
  5. Оценка результатов, отбор идей. Выбираем решения, которые нас устраивают.
  6. Проработка решенийна основе отобранных идей.

 

Подробнее про 4 этап: применение Эвроритма

 

1 этап — есть одна система, дающая некий результат;

2 этап — есть много систем, дающих в совокупности уже совсем иной результат;

3 этап — нет системы, есть результат;

4 этап — нет системы, и результат ее действия не нужен.

 

Эвроритм как решение проблем по этажам

 

Эвроритм позволяет по алгоритму рассмотреть ряд вариантов изменения системы и результаты этого изменения для среды, в которой система существует. Т.е. на каждом этапе мы изменяем систему и ее функцию и изучаем изменения, которые произошли бы в окружающем мире, если бы эта система и функция существовали бы на самом деле.

Чтобы точнее рассмотреть изменения, на каждом этапе попытайтесь ответить на вопросы:

  • Что необычного появится в ситуации, в которой будет существовать измененная система?
  • Каковы последствия могут возникнуть сразу возле места изменения, на некотором удалении, в масштабах государства и всего мира?
  • Что изменится в жизни каждого конкретного человека?
  • Что изменится в семье, в социальных отношениях в обществе в целом, в технической сфере?
  • Как изменится развитие науки и культуры?
  • Что произойдет с этикой и моралью? И т. п.

Наша задача — отследить все возможные и невозможные варианты развития событий в связи с вносимыми изменениями системы и новыми преобразованными функциями. Оценить все достоинства и недостатки последствий.

Изучайте Эвроритм, ТРИЗ и другие методики на

Пример использования Эвроритма для получения идеи сюжета или сценария

Пусть система будет человек, а его функция — с помощью какой-то сверхспособности решать задачи, которые не доступны обычным людям. Такой сверхчеловек существенно облегчит борьбу цивилизации с глобальными проблемами. Это мы сформулировали пункты с 1 по 3 эвристического алгоритма.

Остановимся подробнее на 4 пункте — применении Эвроритма.

1 этап — есть одна система, дающая некий результат.

На этом этаже есть 2 варианта. Первый — человек справляется со сверхзадачами в одиночку. Это волшебник, гениальный изобретатель или герой. Во втором случае, человек становится обладателем суперспособностей в результате каких-то внутренних изменений в организме. Например, человек-невидимка Герберта Уэллса, который после эксперимента стал невидимым для других людей. Где-то рядом с героем Уэллса можно обнаружить человека-паука, Бэтмена, Супермена и других.

Все идеи, которые приходят в голову на этом этапе, очевидны и прогнозируемы. Геракл — человек, обладающий неограниченной физической силой. Человек, который может управлять на расстоянии сложными техническими устройствами. Человек, умеющий летать. Все это предсказуемо и скорей всего уже было. Потому что эти идеи ограничены инерцией мышления.

2 этап — есть много систем, дающих все вместе совсем другой результат.

На этом этапе сверхлюдей уже много. Они вместе образуют коллектив, в котором у каждого есть своя суперспособность. Это может быть какое-то физическое или интеллектуальное превосходство. Для такого коллектива практически нет невыполнимых задач. Эта идея лежит в основе популярных сюжетов американских боевиков о команде супергероев. Например, Люди Икс и Мстители.

Еще один вариант, когда каждый сверхчеловек играет определенную роль в едином фантастическом механизме или системе. Этот сюжет очень популярен в японских мультсериалах. Например, «Непобедимая команда суперобезьянок» из 5 биороботов во главе с мальчиком-подростком изнутри управляют огромным роботом, который противостоит абсолютному злу.

3 этап — результаты те же, но достигаются они без данной системы, иным путем.

Нет никакого человека со сверхспособностями, а задачи при этом решаются другими средствами. Например, с помощью высоких технологий и автоматизации. Или путем генной инженерии, когда в результате экспериментов получаются новые организмы с новым набором функций.

4 этап — отпадает необходимость в достижении поставленной цели.

Никому не нужно решать никакие сверхзадачи. Скорей всего это вариант, когда человечество уже создало мир будущего, в котором нет нерешенных задач. Или наоборот, цивилизация состарилась и начался обратный процесс, когда решаются не глобальные, а малозначимые задачи, поддерживающие ее угасание.

5 и 6 шаги алгоритма вы вполне можно пройти самостоятельно. Исходя из конечных целей и наличия ресурсов.

Это был пример использования 4х-этапного Эвроритма. 9-этапный еще более крутой и функциональный. Но о нем в другой раз.

Эвроритм — ключ к фантастическим идеям

Волшебных рецептов решения задач, которые чисто механически приведут к нужному результату, нет. Чтобы там ни говорили гуру инфобиза.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда, а уж тем более не научишься применять методику. Эвроритм — это инструмент. И чтобы овладеть им в совершенстве, придется приложить усилия. Понадобится время, чтобы наработать навыки: чем больше используешь алгоритм, тем больше прокачиваешь креативные скилы. Если нет мотивации и навыков, то скорей всего вы это дело быстро забросите. Если же поставить цель, то с каждым днем генерировать неожиданные идеи станет легче. Мозг сам перестроится с привычного на новые схемы.

Да, Эвроритм — это прямой выход на неожиданные сильные решения. Это тренировка мышления для смены ракурса и перехода на другие системные ранги. Каждый этаж — это новый взгляд. С помощью Эвроритма вы научитесь видеть взаимосвязи систем при резких радикальных изменениях. Научитесь видеть, что именно нужно изменить, чтобы получить конкретный результат. Так следование эвристическому алгоритму поможет нам упорядочить творческий процесс и успешно решать собственные задачи.

 

В статье использован пример из книги Владимира Бубенцова «Эвроритм — «инструмент» творчества»

Автор:
Анна Качан-Юрина
Поделиться

1 комментарий для “Эвроритм: выходим за грани разумного”

  1. Виктор Тимохов

    Во времена Советского Союза работало несколько сотен постоянно действующих школ ТРИЗ. Обучение, как правило, велось в вечернее время в течение одного-двух лет. Что интересно: практиковалось изучение кроме инструментов ТРИЗ не только инструментов развития творческого воображения, но и постоянное чтение и изучение научно-фантастической литературы (НФЛ). Профессиональный инженер-изобретатель так развивал фантазию, свои творческие навыки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *