Эвроритм: выходим за грани разумного
Анна Качан-Юрина
Каждый человек при разработке чего-то нового сталкивается со стереотипами и инерцией мышления. Наши мысли привычно текут в знакомом и проверенном жизнью русле и мешают выйти за рамки личного опыта и ограниченных возможностей. При этом новых решений на старом пути нет. Поэтому люди стали придумывать средства для борьбы с инерцией мышления.
Эвроритм, или этажное конструирование — один из способов выйти за рамки привычных ограничений. С его помощью можно разложить по полочкам (этажам) любой объект или процесс, который нам нужно усовершенствовать. Это возможно за счет рассмотрения изменений основных свойств и функций объекта. На каждом этаже будет свое сочетание параметров и свои идеи, которые развиваются по мере восхождения на более высокий этаж.
Среди множества полученных решений есть совсем фантастические и нереализуемые идеи, но также попадаются и варианты, неочевидные для нас в силу инерции, но вполне реально осуществимые.
Для решения практических задач из реальной жизни
Этажное конструирование подходит для стимулирования творческого мышления школьников и студентов, менеджеров, дизайнеров, инженеров, педагогов и всех, кто ищет нестандартные решения проблемных ситуаций.
Используйте Эвроритм в ситуациях:
- Создания, модификации и улучшения технических устройств
- Создания новой среды или сообществ
- Создания новых рынков или сегментов рынка
- Разработки идейдля художественных произведений, шоу, праздников и др. увеселительных мероприятий
- Разработки прогнозов развития проектов
- И др.
История появления Эвроритма
Многие невероятные идеи и прогнозы писателей-фантастов становятся будничной реальностью. Особенно те, в которых есть история научно-технического развития. Есть исходные данные и есть предположения, как изменится мир при выполнении определенных условий. Каждое такое произведение — это победа над инерцией мышления и кладезь научно-фантастических идей, которые со временем становятся реальностью и даже прочно входят в обиход.
А если попробовать пойти по пути авторов-фантастов? Может быть есть какой-то способ, который помогает получать фантастические идеи по четкой схеме? Именно так сделал автор методики Генрих Альтшуллер. Он проанализировал популярные произведения научной фантастики и в итоге пришел к эвристическому алгоритму. В его основе лежит системный подход к объекту исследования. Сначала это была 4-этапная схема, позднее более развитая 9-этапная. Причем вторая не значит лучше первой, их обе можно использовать в зависимости от масштабности задач и времени на поиск решения.
Эвроритм эффективен не только для создания фантастических рассказов и сценариев, но и для получения оригинальных идей в бизнесе и научной сфере.
Прокачайте навыки использования Эвроритма и других креативных методов на тренинге
6 шагов работы с эвристическим алгоритмом
- Выбор системы. С чем нам предстоит работать и что решать? Это может быть рекламный постер, карандаш, техническое устройство, например, стиральная машина, мероприятие. Обозначаем как С.
- Определение цели действий. Чего мы хотим? Получить новые идеи по продукту, совершенствовать устройство, создать шоу или спрогнозировать развитие товара.
- Определение функции системы. Для чего она предназначена? Что и как может делать? Формулируется для конкретного объектаприменительно к конкретным условиям работы. Функция проявляется в действии, поэтому ее формулировка должна содержать глагол. Для карандаша — это наносить следы графита на поверхность бумаги. Для стиральной машины барабанного типа — очищать белье от грязи путем его вращения в воде с моющим средством. Обозначаем как Ф.
- Использование Эвроритмадля получения идей. Для выбранных С и Ф проводим исследование по каждому этапу.
- Оценка результатов, отбор идей. Выбираем решения, которые нас устраивают.
- Проработка решенийна основе отобранных идей.
Подробнее про 4 этап: применение Эвроритма
1 этап — есть одна система, дающая некий результат;
2 этап — есть много систем, дающих в совокупности уже совсем иной результат;
3 этап — нет системы, есть результат;
4 этап — нет системы, и результат ее действия не нужен.
Эвроритм позволяет по алгоритму рассмотреть ряд вариантов изменения системы и результаты этого изменения для среды, в которой система существует. Т.е. на каждом этапе мы изменяем систему и ее функцию и изучаем изменения, которые произошли бы в окружающем мире, если бы эта система и функция существовали бы на самом деле.
Чтобы точнее рассмотреть изменения, на каждом этапе попытайтесь ответить на вопросы:
- Что необычного появится в ситуации, в которой будет существовать измененная система?
- Каковы последствия могут возникнуть сразу возле места изменения, на некотором удалении, в масштабах государства и всего мира?
- Что изменится в жизни каждого конкретного человека?
- Что изменится в семье, в социальных отношениях в обществе в целом, в технической сфере?
- Как изменится развитие науки и культуры?
- Что произойдет с этикой и моралью? И т. п.
Наша задача — отследить все возможные и невозможные варианты развития событий в связи с вносимыми изменениями системы и новыми преобразованными функциями. Оценить все достоинства и недостатки последствий.
Пример использования Эвроритма для получения идеи сюжета или сценария
Пусть система будет человек, а его функция — с помощью какой-то сверхспособности решать задачи, которые не доступны обычным людям. Такой сверхчеловек существенно облегчит борьбу цивилизации с глобальными проблемами. Это мы сформулировали пункты с 1 по 3 эвристического алгоритма.
Остановимся подробнее на 4 пункте — применении Эвроритма.
1 этап — есть одна система, дающая некий результат.
На этом этаже есть 2 варианта. Первый — человек справляется со сверхзадачами в одиночку. Это волшебник, гениальный изобретатель или герой. Во втором случае, человек становится обладателем суперспособностей в результате каких-то внутренних изменений в организме. Например, человек-невидимка Герберта Уэллса, который после эксперимента стал невидимым для других людей. Где-то рядом с героем Уэллса можно обнаружить человека-паука, Бэтмена, Супермена и других.
Все идеи, которые приходят в голову на этом этапе, очевидны и прогнозируемы. Геракл — человек, обладающий неограниченной физической силой. Человек, который может управлять на расстоянии сложными техническими устройствами. Человек, умеющий летать. Все это предсказуемо и скорей всего уже было. Потому что эти идеи ограничены инерцией мышления.
2 этап — есть много систем, дающих все вместе совсем другой результат.
На этом этапе сверхлюдей уже много. Они вместе образуют коллектив, в котором у каждого есть своя суперспособность. Это может быть какое-то физическое или интеллектуальное превосходство. Для такого коллектива практически нет невыполнимых задач. Эта идея лежит в основе популярных сюжетов американских боевиков о команде супергероев. Например, Люди Икс и Мстители.
Еще один вариант, когда каждый сверхчеловек играет определенную роль в едином фантастическом механизме или системе. Этот сюжет очень популярен в японских мультсериалах. Например, «Непобедимая команда суперобезьянок» из 5 биороботов во главе с мальчиком-подростком изнутри управляют огромным роботом, который противостоит абсолютному злу.
3 этап — результаты те же, но достигаются они без данной системы, иным путем.
Нет никакого человека со сверхспособностями, а задачи при этом решаются другими средствами. Например, с помощью высоких технологий и автоматизации. Или путем генной инженерии, когда в результате экспериментов получаются новые организмы с новым набором функций.
4 этап — отпадает необходимость в достижении поставленной цели.
Никому не нужно решать никакие сверхзадачи. Скорей всего это вариант, когда человечество уже создало мир будущего, в котором нет нерешенных задач. Или наоборот, цивилизация состарилась и начался обратный процесс, когда решаются не глобальные, а малозначимые задачи, поддерживающие ее угасание.
5 и 6 шаги алгоритма вы вполне можно пройти самостоятельно. Исходя из конечных целей и наличия ресурсов.
Это был пример использования 4х-этапного Эвроритма. 9-этапный еще более крутой и функциональный. Но о нем в другой раз.
Эвроритм — ключ к фантастическим идеям
Волшебных рецептов решения задач, которые чисто механически приведут к нужному результату, нет. Чтобы там ни говорили гуру инфобиза.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда, а уж тем более не научишься применять методику. Эвроритм — это инструмент. И чтобы овладеть им в совершенстве, придется приложить усилия. Понадобится время, чтобы наработать навыки: чем больше используешь алгоритм, тем больше прокачиваешь креативные скилы. Если нет мотивации и навыков, то скорей всего вы это дело быстро забросите. Если же поставить цель, то с каждым днем генерировать неожиданные идеи станет легче. Мозг сам перестроится с привычного на новые схемы.
Да, Эвроритм — это прямой выход на неожиданные сильные решения. Это тренировка мышления для смены ракурса и перехода на другие системные ранги. Каждый этаж — это новый взгляд. С помощью Эвроритма вы научитесь видеть взаимосвязи систем при резких радикальных изменениях. Научитесь видеть, что именно нужно изменить, чтобы получить конкретный результат. Так следование эвристическому алгоритму поможет нам упорядочить творческий процесс и успешно решать собственные задачи.
В статье использован пример из книги Владимира Бубенцова «Эвроритм — «инструмент» творчества»
Во времена Советского Союза работало несколько сотен постоянно действующих школ ТРИЗ. Обучение, как правило, велось в вечернее время в течение одного-двух лет. Что интересно: практиковалось изучение кроме инструментов ТРИЗ не только инструментов развития творческого воображения, но и постоянное чтение и изучение научно-фантастической литературы (НФЛ). Профессиональный инженер-изобретатель так развивал фантазию, свои творческие навыки.