Творческие кино-задачи

10 творческих задач

Сергей Краснобород

Животные и человек в кино

В ходе съёмок в кино часто приходится решать творческие задачи по биологии, ведь в кино снимаются и животные. Проблема в том, что животные школу Константина Сергеевича Станиславского не проходили и управлять ими так же, как и людьми-актерами крайне сложно. Особенно это сложно сделать в театральных постановках – здесь нет никакой возможности сделать дубли, ведь все происходит в реальном времени. Потому сценическое действие с животными, как правило, становится непредсказуемым.

А вот в киноиндустрии животные зачастую играют роли наравне с актерами, здесь можно делать кинодубли. Но проблема вся та же: приходится решать творческие кино-задачи по биологии. А именно, как «заставить» животных совершать нужные режиссеру действия в ходе киносъемки.

Какие задачи? Например, змее нужно проползти в кадре по определенной траектории. А свинье нужно съесть в кадре белый лист бумаги. А мотыльки должны быстро сесть обязательно на нос героини фильма. Режиссером иногда приходится решать подобные кино-задачи по биологии, ведь интересно же сделать уникальные кадры! При этом киношники использовали свои уловки и трюки. Но вот какие?

Мы кратко рассмотрим 7 творческих кино-задач, которые решались киношниками, чтобы использовать целевым образом животных в кинокадре. И еще 3 задачи, которые имеют отношение к человеку в кино. Потренируйте свое творческое мышление, самостоятельно решая эти кино-задачи!

Кино-задачи по биологии

Творческая задача: «свинья и бумага»

Творческая задача по биологии: как заставить свинью съесть бумагу?

В СССР в фильме 1959 года по новелле Н. В. Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» в качестве актера выступила свинья. По замыслу режиссера свинья в кадре должна была поваляться в грязи, забежать в дом, схватить со стола документ, съесть его и броситься наутек.

Как режиссеру удалось решить эту кино-задачу и снять такой план? Ведь свиньи бумагу не едят! А на экране сразу видно, что это именно документ!

Желательно, чтобы свинья сама захотела съесть бумагу. Она будет ее есть, если это будет вкусно, но при этом нужно постараться не изменить белый цвет бумаги/документа.

Во время съемки дрессировщица Наталья Дурова облила лист бумаги сгущенным молоком. По цвету оно такое же белое, как и лист бумаги, поэтому на экране не заметно. А свинья Мотя с удовольствием сжевала этот «лакомый» лист бумаги.

Творческая задача: «змея под одеждой»

Креативная задача: змея под одеждой

 

Один французский кинорежиссер снимал детектив, в котором преступник заставляет змею заползти под плащ лежащего на полу человека. В романе написать об этом, конечно же можно запросто. А вот как показать это на экране?

Поставьте себя на место кинорежиссера. Как бы вы решили для кино эту задачу, чтобы получить уникальные кадры?

В идеале нужно, чтобы змея сама захотела ползти по нужному для оператора пути. Известно, что змея – холоднокровное существо. Змеи любят тепло и не любят холод. Это и использовали.

Спрятали под ковер металлическую плиту, охлаждаемую льдом, а путь, по которому должна была ползти змея, обогревался с помощью регулируемого электронагревателя. Змея выполнила нужное действие в ходе съемки.

Творческая задача: «мотылек на носу»

О мотыльках на носу в кино

Во время съемок фильма «Маленький принц» (1993 г.) режиссер Андрей Рост хотел, для создания определенного эмоционального фона, чтобы стая маленьких мотыльков уселась на нос героини. Мультипликацию использовать нельзя. А дрессировать мотыльков еще никто не научился! Каким образом режиссеру удалось добиться желанного эффекта и получить уникальный кадр?

Было бы неплохо, чтобы мотыльки сами сели на нос героини. А что может заставить мотыльков быстро сесть в нужное место?

В общем, использовали инстинктивное поведение мотыльков. Перед съемкой на нос героине брызнули капельку феромонов – половых гормонов бабочек. Мотыльки летели на запах и садились там, где кинооператору было нужно.

Творческая задача: «орлы-рекламисты»

Для одной автомобильной компании снимался рекламный ролик. По сюжету орлы во время съемок должны яростно наброситься на автомашину и клевать лобовое стекло и капот. Что сделать, чтобы орлы во время съемок активно клевали машину?

Творческие задачи по биологии для съемок в кино

Желательно, чтобы орлы сами набрасывались на автомобиль. В каком случае это может быть возможным?

Сперва дрессировщик обучал орлов обедать на капоте авто, покрытом кусками мяса. А затем до дня съемок были изготовлены дворники и зеркала из… говяжьих потрохов. На них и накинулись орлы. В итоге в ролике создали так нужный рекламный образ активного влечения птиц к автомобилю.

Креативная задача: «безопасный удав»

Креативная задача в цирке: как обеспечить безопасность со змеей

 

В цирке танцовщицы выступают вместе с огромными удавами. Танцовщица не боится обвивать удава вокруг своего тела. А ведь большой удав может запросто задушить девушку.

Как сделать, чтобы удав не причинял вреда танцовщице на манеже?

Нужно придумать что-то, что не позволит удаву сильно сжать свои мышцы.

Одно из решений – перед выступлением удава сильно охлаждают (а удав – холоднокровное существо), и он выступает в полусонном состоянии.

Креативная задача: «лисята-кинозвезды»

Лисята-кинозвезды: решение творческих задачВ 1970-х годах творческая группа «В мире животных» Василия Пескова снимала фильм о животных Аляски. Отыскали зимой маленьких лисят, но лисы –пугливые животные. А киношникам хотелось снять лисят как можно ближе. В итоге в фильме появились кадры, которые в то время удивили даже профессиональных операторов. На экране пять лисят вплотную подошли прямо к кинокамере. Как удалось снять пугливых лисят вблизи?

В идеале лисята (даже самые пугливые) должны сами прибежать к снимающей их кинокамере. Приманить? Что тогда может приманить лисят?

Одевшись в белые маскировочные халаты, кинооператоры издавали звуки, похожие на писк мышей. А мыши – лакомая добыча лисиц. Так операторы подозвали лисят вплотную к работающей кинокамере.

Креативная задача: «мертвая хватка»

Во время съемок одного кинофильма по сценарию пастуху нужно драться с овчаркой. Собака же должна «железной хваткой» вцепиться в руку пастуха, обмотанную мешковиной. Понятно, что роль пастуха выполняет дрессировщик, а нападать на него будет прирученный пес. Но как добиться от него мертвой хватки руки?

Что заставит собаку «намертво» схватить какой-либо предмет?

Использовали пищу. Дрессировщику для безопасности сделали особый железный браслет, который оборачивали сначала куском мяса, а потом мешковиной.

Креативная задача: «легкая походка в гору»

Съемки фильма «Красные поляны» (1966 г.) проходили в Карпатах (Молдавия). Режиссер фильма Эмиль Лотяну требовал от главной героини (актриса Светлана Тома), чтобы она легкой «летящей» походкой поднялась в гору. Актриса была обута в тяжелые мужские сапоги с отворотами, и легко взбежать на гору у неё не получалось.

Как же добиться требуемой легкости в походке?

В идеале: актриса сама легко идет в гору в тяжелых сапогах.

Какое-то время актриса ходила в больших сапогах, но с прикрепленными к ним тяжелыми чугунными болванками. Перед съемкой кино-эпизода, дополнительный груз отделили от сапог, и походка у Светланы сама собой получилась «летящей».

Креативная задача: «три «Ленина»

В 1960-х годах на «Мосфильме» одновременно снимали сразу три фильма, приуроченных к 50-летию Октябрьской революции. В каждом фильме (на разных площадках) была роль Ленина, которую играли разные актеры. Однако во время короткого обеденного перерыва актеры не успевали перегримировываться. И случалось, что все три «Ленина» собирались в одной очереди в столовой «Мосфильма».

У многих это вызывало нездоровый ажиотаж к образу вождя мирового пролетариата. И здесь можно было усмотреть идеологическую диверсию! Каким образом руководству «Мосфильма» удалось выйти их ситуации?

Решение достаточно простое – развести время обеда у этих актёров. Руководство «Мосфильма» назначило каждой из трех съемочных бригад разное время обеденного перерыва. В результате три «Ленина» вместе уже не собирались.

Креативная задача: «Хэппи-энд «Анны Карениной»

В 1920-х годах в Голливуде решили снять фильм по роману Л. Толстого «Анна Каренина». Всемирно известный роман, актуальная тема женской эмансипации, популярная Грета Гарбо в роли Анны – все вроде бы располагало к успеху будущего фильма.

Сомнение у создателей фильма вызывал только финал романа, когда главная героиня заканчивает жизнь самоубийством. По мнению продюсеров, для коммерческого успеха фильма у американского зрителя нужен хэппи-энд – «счастливый финал». Но это противоречит содержанию романа.

Каким образом удалось решить проблему?

В общем, финал фильма для проката в США должен быть «счастливым». Но это не соответствует содержанию романа. Американцы сняли для фильма «Любовь» по мотивам «Анны Карениной» два разных финала. Во-первых, счастливая развязка о воссоединении Анны и Вронского после смерти Каренина, предусмотренная для проката в США, и, во-вторых, традиционный трагический финал – для проката в Европе.

Уверены, вы придумали свои решения для этих творческих задач. И это хорошо. Свои решения вы можете опубликовать в комментариях к этой статье.

По большому счету, творческие задачи мы решаем ежедневно. Отметим: хорошая привычка – постоянно тренировать свои творческие навыки. Процесс этот и полезный, и увлекательный. Используйте при этом инструменты теории решения изобретательских задач https://online.eastt.ru/vvedenie-v-triz/ (ТРИЗ).

Отметим, что контрольные решения, которые здесь привели – не единственные правильные. Возможны и другие решения поставленных задач, в том числе более сильные, чем контрольные. 

Рекомендуем тренироваться в решении креативных задач. Тренируйтесь постоянно!

А мы постоянно будем предлагать для вас новые пакеты задач.

Следующую статью с творческими задачами см. здесь

Евразийская школа технологий творчества

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.