9 основных ошибок Мозгового штурма

Владимир Бубенцов
Анна Качан-Юрина

В 95% случаев то, что проводят в организациях под названием Мозговой штурм, на самом деле им не является. Если до этого вы думали иначе, то это первая и главная ошибка. Чаще всего за Мозговой штурм выдают один из его этапов — генерацию идей. А ведь МШ включает в себя подготовительный этап с анализом проблемы и постановкой задачи, подбор и обучение участников, назначение квалифицированного ведущего и др.

Подробнее об этапах МШ можете прочитать в статье «Мозговой штурм: правила, алгоритм, виды и возможные ошибки».

В этой же статье мы рассмотрим самые популярные ошибки, которые встречаются при проведении МШ.

Популярные ошибки при проведении мозгового штурма

1. Несоразмерное количество участников сессии

По последним данным, оптимальное количество — 5-6 человек. Больше 5 – уже менее эффективно. Часть участников команды, например, из 10 человек, могут отсидеться за спинами более активных. Да и соблюдать порядок и последовательность выступлений будет проблематично. Если в сессии принимают участие менее 5 человек, это напрямую влияет на количество и качество предлагаемых идей. Тем, кто есть, придется больше шевелить мозгами, чтобы выдавать все новые и новые идеи.

2. Отсутствие модератора/ведущего МШ

Если вы хотите знать, зачем вообще нужен такой человек в группе и какие функции он выполняет, рекомендуем прочитать статью «Практика работы ведущего Мозгового штурма». Поскольку МШ (брейнсторминг) — это все-таки методика, у него есть свои правила и алгоритмы. Всем участникам знать их назубок вовсе не обязательно. Но один человек, который понимает, что и как нужно делать, в команде быть должен. Модератор, он же ведущий МШ. Иначе возвращаемся к тому МШ, который вовсе и не МШ.

3. Критика на этапе генерации идей

Одно из главных правил этапа генерации идей — отсутствие критики. А все же иногда она встречается. К чему это приводит? К нарушению дружественной и доброжелательной атмосферы в группе, к страху участников высказывать свои идеи. А там, где страх, нет место свободной фантазии. На этом моменте можно все заканчивать и начинать МШ сначала. С другими участниками.

Применение эвристических методов на тренинге

 

4. Не записывать все идеи

Даже самые очевидные или наоборот бредовые. То, что вы субъективно отсеяли, может дать толчок для развития других идей. В конце концов отсеивание идей сродни критике: кто-то (фиксирующий идеи) решил, что эта идея недостойна быть. Помним, что критике на этапе генерации не место.

5. Не подхватывать и не развивать идеи других участников

Бывает, что участники держатся до последнего за свои выдвигаемые решения и игнорируют идеи других участников группы. Это неверно. Во-первых, тем самым стопорятся идеи, которые могут привести к неожиданным и эффективным решениям. А во-вторых, развитие идеи, неочевидное для автора, может прозвучать как раз от другого участника. В конце концов, нет двух людей, думающих одинаково.

6. Отсутствие подготовительного этапа брейнсторминга

В этом случае к решению проблемы приступают в том виде, в каком она вырвана из контекста. Без анализа причины, доуточнений и правильной формулировки люди начинают что-то генерировать. В итоге финальное решение может сильно отличатся от того, которое будет действительно эффективным. Например, поиск ответа на вопрос: как правильно есть бутерброд? Ответ кота Матроскина: колбасой вниз. В то время как задача подразумевала решение — ртом.

Практические занятия по навыкам разрешения проблем

 

7. Присутствие в группе людей, связанных отношениями начальник-подчиненный

Вроде очевидно, что участники в команде должны общаться на равных, но часто этим условием пренебрегают. В присутствии авторитетов рядовые сотрудники стесняются и робеют высказывать свои мысли, боятся показаться некомпетентными. В итоге говорит в основном начальник, а остальные слушают. Ну и чем такой МШ отличается от обычного совещания?

8. Не использовать внутри МШ другие креативные методики

Сам по себе МШ хорош, потому что позволяет при помощи коллективного разума получить за кроткий срок много идей. Но как сделать так, чтобы эти идеи были действительно разными, с оригинальными решениями? Применять для генерации идей креативные методики, такие как методы РТВ (развития творческого воображения), элементы ТРИЗ, дизайн-мышления, метода ограничений и др. Какие именно методики подойдут для конкретной проблемы, кто обучит участников их использованию? Правильный ответ: модератор МШ.

9. Считать, что МШ дает готовые решения

Надеюсь, вы только что не отказались наотрез от использования МШ. Да, готовых решений от Мозгового штурма ждать не стоит. По той простой причине, что он дает только первичную ориентацию в проблеме, обозначает пути для дальнейшего решения. Но иногда выбрать правильное направление важнее и сложнее, чем найти окончательный ответ.

Например, вы внезапно с парашютом приземлись в незнакомый водоем и вам дико хочется добраться до берега в живых. Навряд ли вы начнете бездумно молотить ногами в разные стороны и звать на помощь из последних сил. Сначала вы оцените обстановку (а может рядом есть люди и какие-то плавучие средства), визуально определите, какой берег ближе, и только тогда приступите к «спасению утопающих — дело рук самих утопающих».

«Дураки учатся на своих ошибках, а умные — на чужих». (Теодор Рузвельт)

Какие ошибки при проведении МШ чаще всего возникают, вы уже знаете. А научиться правильно организовывать и проводить сессии МШ вы сможете на онлайн-курсе «Мозговой штурм».

Евразийская школа технологий творчества
Автор:
Анна Качан-Юрина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.