Галопом по Европам:
о мастер-классе по ТРИЗ и РТВ «Методы россыпью»
Николай Прокопьев
Зачем делать второстепенное важным, сталкивать противоположности и искать решения в сказках? Чтобы развивать фантазию и решать реальные задачи. Именно этим занимались участники мастер-класса по ТРИЗ и РТВ «Методы россыпью-2».
Практические занятия в формате открытого мастер-класса прошли в «Точке кипения – Коммуна НИТУ «МИСиС» (г.Москва). Их вели ТРИЗ-эксперты Владимир Юрьевич Бубенцов и Виктор Иванович Тимохов, преподаватели Евразийской школы технологий творчества. На прошедших ранее мастер-классах участники познакомились с некоторыми инструментами по развитию мышления и творческого воображения, теперь пришел черед других методов.
Второстепенное — важно!
С помощью метода Колумба присутствующие работали со второстепенными свойствами предметов, чтобы получить совершенно другое назначение объекта. Например, в качестве объекта для изменения Владимир Юрьевич выбрал часы.
Их основная функция — показывать время, но теперь нужно было найти совершенно новое применение. Всех участников разделили на группы, чтобы те могли сообща генерировать идеи.
Все пытались найти неожиданные, непривычные образы. Если часы не пахнут, то пусть они станут источать нужный аромат: утром он тонизирует, вечером — расслабляет. Для трудоголиков предложили создать часы с ароматом еды, чтобы те не забывали вовремя пообедать. Также были предложены устройства, тестирующие человека. К слову, они уже созданы: смарт-часы.
Метод Колумба позволяет по-другому взглянуть на характеристики продукта. Он помогает детально выделить главные и второстепенные свойства объекта, полезен при развитии творческих навыков. Меняя степень важности конкретных характеристик и совмещая их, можно получить интересные решения.
На следующем задании участники давали названия абстрактных картин. Алгоритм был довольно прост: взять два случайных слова, совместить их и расшифровать, то есть, найти объект, который отвечают этому определению в реальности.
— У каждого слова свой полюс восприятия, поэтому совмещая случайные слова, вы получаете совершенно неожиданные выражения, которые приобретают новый смысл, — поясняет Владимир Юрьевич.
Из примеров можно отметить «капустный отпуск» (отдых с деньгами), «чехлы совести» (наушники).
Совместимые противоположности
Следующим упражнением стала символическая аналогия. Или «заглавие книги», или оксюморон, или сочетание несочетаемого. Участники в группах выделяли основное свойство объекта, подбирали к нему противоположное и пробовали это сочетать. В качестве примера преподаватели процитировали оксюмороны известных русских поэтов:
«И день настал. Встаёт с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо над могилой.»
А. С. Пушкин, «Полтава»
Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той грустной радостью, что я остался жив?
С.А. Есенин, «Русь Советская»
В качестве объекта выбрали внешний жесткий диск и прописали его свойства. Затем нашли противоположности:
Свойство | Противоположное свойство |
автономный | неавтономный |
хранит информацию | уничтожает информацию |
компактный | громадный |
физический | виртуальный |
внешний | встроенный |
Тем самым получали физическую виртуальность, громадную компактность, встроенную автономность. Обыгрывая предмет с разных углов, группы начинали по-другому смотреть на предмет.
При этом одно слово может быть в прямом смысле, а другое в переносном. Например, громадная компактность — это про объем памяти, который умещается в маленькую коробочку.
Из этого следует вывод, что символическая аналогия, помимо всего прочего, подходит и для составления слоганов.
— Метод аналогии полезен, когда вы не до конца разобрались с предварительным анализом или данных мало, — поясняет Владимир Юрьевич. — Но чтобы заставить мозг работать в экстремальном режиме, вы прибегаете к оксюморону. Через столкновение противоположностей пытаетесь определить, что из себя представляет этот конфликт, эта ситуация. Чтобы понять глубинный смысл, зачем это на самом деле.
Он добавил, что это хорошо применимо в предпринимательской деятельности, где огромное количество параметров, переменных, и неясно, что делать конкретно.
— Что продает бизнесмен: чашку кофе или опыт потребления? Или возьмем зубную пасту: она — чистит зубы, а еще она — воспоминание детства. По товару ничего не меняется, но с новой подачей это становится совершенно другим продуктом.
Точка-запятая
На мастер-классе лаконично и емко «сыпали» различными методами. Среди них был метод «Точка-запятая», где точка — завершение действия, запятая — пауза в нем. Участники составляли предложение (алгоритм) с упаковкой лекарства, чтобы построить порядок действий:
- открыть упаковку с флаконом;
- открутить крышку;
- налить микстуру в ложку или вставить в горлышко шприц-дозатор.
Как отметили ТРИЗ эксперты, такая тренировка воображения позволяет понять, как можно расширить действие продукта.
В случае с лекарством запятой может быть инструкция, специальный дозатор, помогающий избежать передозировки в случае употребления медикаментов взрослыми и детьми. Важно понять стилистику продукта: поэтому чем больше составлять и раскрывать «запятых», тем лучше. Ведь в дальнейшем эти элементы можно видоизменять и наблюдать, как изменяется объект в целом.
Та же бритва с готовой кассетой, где уже вставлены лезвия — это запятая, которая дает безопасность (не порезаться), удобство и скорость смены лезвий. Тем самым «Точка-запятая» помогает совершенствовать продукт и создавать другой, с новыми характеристиками.
Воплощение сказки в реальности: «золотая рыбка» и другие методы
Также на мастер-классе был рассмотрен такой инструмент как «золотая рыбка». Как известно, в каждой сказке есть реальный компонент и фантастический. Задачей участников было разделить фантастическую компоненту, найдя в ней выдуманный и реальный факт. И так до тех пор, пока сказка не «воплотится в жизнь».
Для примера разобрали ту самую сказку о рыбаке и рыбке:
«Ученый-ихтиолог на пенсии закинул невод в море и поймал золотую рыбку. Вообще-то, здесь они не водятся, но недавно проходили испытания секретной лаборатории, когда команда выходила в море и тестировала поведение испытуемых рыбок. Все подопытные успешно прошли тест дрессировки по командам и вернулись в лабораторию, кроме этой — она осталась в море.
У опытного ихтиолога было специальное приспособление, с помощью которого другие ученые расшифровывали язык дельфинов. После небольшой доработки он модернизировал устройство и смог поговорить с пленницей. Он узнал от рыбки, что она — подопытная, результат эксперимента, когда ей пересадили мозги экстрасенса.
В благодарность за спасение она помогла составить выигрышную комбинацию по лотерейному билету, и пенсионер выиграл деньги, на которые построил дом.»
Реально ли все это? Да.
Таким образом участники учились в фантастической задаче находить реальные возможности для их реализации на практике. По сути, задача упражнения «Золотой рыбки»: найти даже в странно поставленных задачах здравое звено, чтобы реализовать решение. То есть, понять эту с виду фантастическую ситуацию и определить, что с этим можно сделать в реальности. Кроме того, метод помогает попутно получить некоторые идеи, мысли, даже смоделировать ситуации, чтобы по их следам прийти к конечной практической реализации.
Вымышленный музей
Следующий метод назывался «Вымышленный музей». По фрагменту участники пытались додумать, частью чего он является. Фрагменты предметов подавались в презентации, и собравшиеся генерировали идеи, пытаясь по аналогиям и додумывать понять, что это за объект. Как отмечают тренеры, с помощью подобного упражнения участники учатся искать ресурсы внутри поставленной задачи.
Все было совсем не так!
Другим методом было переписать историю от лица другого человека. Как известно, историю пишут победители. Что было бы, если бы история Белоснежки была написана от лица гномов? Или от лица злой королевы, принца, животных из леса или лесника? Таким образом получается новый взгляд на вещи. А зачастую новый взгляд на вещи — это кардинально новый продукт.
Экспресс-курс за один вечер
Все эти методы были пройдены вкратце за два с лишним часа.
Как отмечают тренеры, для более глубокой проработки методов нужна постоянная практика. И лучше это делать под руководством наставников, которые помогут избежать нарабатывания ошибок и направят мыслительный процесс участников в нужное русло. В общем, вы знаете, куда обращаться.