Метод исследования причин и целей

Ивонин Виталий Яковлевич

Жизнь – это сложный процесс, в котором текущее состояние есть результат действия большого количества причин в прошлом, а будущее имеет большое количество последствий того, что творится вокруг нас, и наших личных действий. В том числе неблагоприятных последствий нерешения возникшей задачи.

Поэтому для достижения положительного конечного результата надо не только ответить на вопрос “как?” (решить поставленную задачу), но и разобраться, почему эта задача возникла и зачем её надо решать. Т.е. надо расширить поле действия МИВа (Метод исследования взаимодействий) в причинное прошлое и целевое будущее.

С этой целью и разработан метод исследования причин и целей (МИПИЦ), который должен использоваться совместно с МИВом (но изучаться – после него). Причем, МИПИЦ в этой паре является главным, ведущим, а МИВ – его инструментом.

Особенности метода исследования причин и целей

МИПИЦ позволяет проникнуть в глубинную суть жизненных и производственных задач или проблем (даже при нечёткой начальной постановке) и обеспечивает нахождение:

1) множества идей решений, из которых можно выбрать лучшую для дальнейшей проработки, и

2) множества путей поиска новых решений – про запас. Это полезно, т.к. принятые к проработке идеи могут не оправдать себя. Кроме того, мозг всегда продолжает подсознательно думать о задаче и уже в нерабочее время (во сне или в транспорте) вдруг неожиданно может выдать в сознание новую, необычайно эффективную идею.

Эта первая особенность МИПИЦа – нахождение не только идей, но и запасных путей для дальнейшего поиска – особенно полезна при решении организационно-управленческих (менеджерских) и жизненных задач.

 

Решение задач предприятия в МОЭК

 

Вторая особенность МИПИЦа: в нём нет отдельных этапов постановки задачи и её решения. Уточнение проблемной ситуации, её анализ и процесс решения есть единый процесс.

И, наконец, третья особенность МИПИЦА – это то, что вопросами о причинах проблемной ситуации и целях решения поставленной задачи он выходит на мотивы человеческих действий, т.е. на психологию. В процессе решения часто выясняется, что решением служит не обязательно то, чего хотел бы заказчик сию минуту. А то, что обеспечит улучшение его жизни и положительные эмоции в некой среднесрочной, а, может быть, и долгосрочной перспективе. Это намного повышает ответственность решателя и усложняет процесс решения. Но зато и намного повышает эффективность найденных решений.

Дело в том, что в реальности многие причины часто являются следствием какой-то одной, более общей причины, а многие цели являются подцелями какой-то одной, более общей цели. И бывает, что в процессе анализа-решения исходная проблема значительно упрощается, выявляются более короткие и эффективные пути достижения конечных целей заказчика. Может даже случиться, что разрушение производственного процесса или нормального течения жизни приводит (не было бы счастья, да несчастье помогло) к благотворному техническому или жизненному прорыву.

Например, выясняется, что исходную проблему или задачу вообще не нужно решать, потому что конечная цель достигается быстрее и легче без её решения. Либо медленнее и труднее, но зато результат намного превосходит первоначально желаемый и приносит положительные эмоции.

Алгоритм решения задачи с помощью МИПИЦа и МИВа

Он состоит в следующем.

1. Описание проблемной ситуации (рисунок ниже).

Метод исследований причин и целей при проблемной ситуации

 

2. Нахождение решения.

Поскольку подчиненным инструментом МИПИЦа на протяжении всего процесса решения является МИВ, то, как и в МИВе, работа ведётся на большом листе бумаги.

Прежде всего, надо конкретизировать нечёткие понятия и определить специальные термины. По ходу решения делать подробные рисунки совершенствуемого процесса, в т.ч. конфликтной зоны – до мельчайших деталей, даже до молекул (в увеличенном масштабе). При этом с самого начала могут появляться идеи решения.

Затем наступает основной этап решения – с помощью наводящих вопросов МИПИЦа и МИВа:

— причинный вопрос “почему?” (появилась проблемная ситуация), а затем к ответам снова: “а это почему?” и т.д.,

— целевой вопрос “зачем?” (улучшать жизненную или производственную ситуацию), а после получения ответов снова – “а это зачем?” и т.д.,

— вопрос, уточняющий размер бедствия: “каковы произошедшие и грозящие последствия?” и вопрос, расширяющий проблемную ситуацию: “какие ещё могут быть последствия, в т.ч. благоприятные?”,

— два вопроса, выявляющие возможность превращения вреда в пользу: “может ли разрушение системы принести пользу?” и “а нужна ли вообще старая система?”,

— вопросы МИВа (пункты 3 и 4 его алгоритма), имеющие разумный смысл.

При этом в любой момент (при задавании вопросов себе и заказчику и ответах на них) могут появляться идеи решения либо открываться новые, порой неожиданные пути исследования проблемной ситуации, на которых решателя также поджидают новые идеи.

Мастер ТРИЗ преподает методики анализа

 Способы резкого ускорения процесса решения:

— использование Интернета и

— распараллеливание работы. Поскольку причины разрушения штатной работы исследуемой системы и процесс её улучшения, как правило, описываются разными знаниями, то решение разделяется на два процесса, которые при дефиците времени можно поручить разным сотрудникам. В этом случае они должны периодически обсуждать процесс решения и стыковать полученные информацию и идеи, в результате чего могут появиться новые идеи решения задачи.

Курс для тех, кто принимает решения и отвечает за их эффективность

Примеры использования

Пример 1. Цепочка причинных вопросов «Почему?»

П О Ч Е М У  в России падает производство, коррупция охватила всю вертикаль власти, население умственно деградирует, а стержневой русский народ вымирает, обострился национальный вопрос, падает авторитет руководства страны и т.д.?

Увы, спорящие друг с другом аналитики останавливаются на первом же звене причинной цепочки. И сводят причины произошедшего к ошибкам или злому умыслу государственных деятелей и общественных групп и слоев – президента и премьера, партий и движений, внешних врагов, евреев, олигархов и т.д. Т.е. ищут виновных.

Такие выводы способствуют разжиганию общественных конфликтов и приводят к ошибочной стратегии действий – не системному объединению членов общества, а взаимному осуждению и антагонистической борьбе всех со всеми.

Не “кто виноват”, а бесконечная цепочка вопросов “почему?” – вот что должно занимать умы. Допустим, все они – вышеперечисленные – глупые, эгоисты, преступники. А почему они такие? Когда найдёте ответ, потому-то и потому-то, надо снова спросить: а это почему? И опять искать ответ. И т.д.

И через несколько шагов вы прямо на глазах начнете умнеть, неожиданно постигая глубокие истины.

Показываем, как работать с креативными инструментами

В частности, поймёте, что катастрофическое разрушение производства и ума нашего народа – это не результат вражеских козней, а

1) результат бесплодности наших академиков-обществоведов и, к сожалению,

2) неизбежная плата за будущий прорыв – после тридцати лет страданий нашего народа – к более эффективному общественному устройству.

И ещё поймёте, что наши материальные и людские потери надо сравнивать не с их отсутствием, а с намного большими потерями в случае, если бы распада нашей страны не произошло и нынешнего 100%-но ошибочного капитализма не наступило.

Таковы глубинные закономерности развития Жизни.

Другое дело, что эти потери могли быть намного меньшие, но это – не чья-то вина, а наша общая беда – беда НЕЗНАНИЯ. И выходить из неё надо сообща и с новыми знаниями.

Пример 2. Цепочка целевых вопросов «Зачем?»

Личностная проблемная ситуация: большинство людей мечтает иметь как можно больше денег. Но их всегда не хватает – и бомжам, и олигархам, причем, последним даже в большей степени.

Вопрос: ЗАЧЕМ нужно много денег?

Первый десяток ответов очевиден: вкусная пища, квартира, машина, дача, женщины, путешествия, лечение у дорогих врачей, право принятия управляющих решений, чувство превосходства над теми, у кого денег меньше, обеспеченное будущее детей, заказ на убийство конкурента, делание новых денег и т.д. и т.п. и пр.

Курс по поиску истинных причин возникновения проблем для правильной постановки задач

Следующий шаг: а это зачем?

Новые ответы, и снова: а это зачем? И т.д. Главное – не останавливаться.

И через несколько шагов вы прямо на глазах начнете… осознавать собственную глупость. Потому что неожиданно для себя на очередном шаге вдруг не сможете чётко назвать вроде бы очевидный ответ-цель. Либо поймёте противоречивость интуитивно поставленных ранее целей. Либо гибельность выбранного пути.

Единство противоположностей: одновременное появление в мозгу умных мыслей и осознание собственной глупости – создаёт эмоциональный удар, побуждающий к серьёзным размышлениям и, между прочим, порождающий колебания в принятии ответственных решений.

Так что не судите исторических личностей за нерешительность в кризисных ситуациях. Они обычно – логики (левополушарники), и их беда в том, что они видят слишком много последствий своих действий, которые к тому же почти все – отрицательные. А придумать спасительные решения они не способны, т.к. это дело правополушарников-системщиков, которых они ранее задавили. И такая ситуация также есть следствие объективных закономерностей развития общества.

Задача

На берегу лежит замечтавшийся рыбак, не обращающий внимания на поплавок. Мимо идет прохожий и говорит: “Смотри, как клюёт! Вставай скорей, наловишь столько, что хватит и наесться, и на рынок отнести.”

– А зачем?

– На вырученные деньги купишь сеть и будешь ловить в десять раз больше!

– А зачем?

– Накопишь деньги и разбогатеешь.

– А зачем?

– Наймёшь работников, они будут рыбу ловить, а ты будешь на берегу лежать.

– А я и так лежу.

Кто прав: рыбак или прохожий? И почему?

Достоинства пары методов МИПИЦ+МИВ

Массовое изучение пары МИПИЦ+МИВ будет иметь большие положительные последствия для всех народов, переживающих сейчас кризисные времена.

Известно: всенародные кризисы имеют много проявлений. Одно из них – необходимость послекризисного массового обучения и переобучения населения. С помощью пары МИПИЦ+МИВ эта проблема легко решается.

 

Метод исследования причин и целей для развития специалистов

 

Например, большинство шахтеров закрывающихся шахт или уволенных в запас офицеров всего через несколько месяцев обучения смогут решать на инженерном уровне задачи в области электроники, ядерной физики или программирования (кому что ближе). Правда, сначала медленнее, чем специалисты. Но здесь важно вот что. Новый подход к образованию и самообразованию (с использованием МИВа) предполагает, что после получения бывшим безработным минимального количества знаний по новой специальности ему будет сразу дана реальная задача. И дальше он будет приобретать и наращивать нужные знания не вообще, не впрок, как сейчас в ВУЗах, а применительно к производственной задаче, иногда обращаясь к начальнику за уточняющей информацией.

С помощью такого подхода быстро приобретается принципиально новое качество – умение решать задачи в любой новой области деятельности. А количественное увеличение скорости решения (от медленной вначале – к такой же, как у других членов трудового коллектива) наступает всегда и без всяких сомнений.

Это и является главным достоинством пары МИПИЦ+МИВ – то, что она обеспечивает возможность перехода от ситуации принципиального неумения, когда даже сто специалистов низкой квалификации, собранные вместе, не смогут решить трудную задачу, к ситуации, когда большинство из них сумеет сделать это, но вначале медленнее, чем это делают высококлассные специалисты. А уменьшение умственного расслоения в коллективе полезно не только для увеличения его суммарной эффективности, но и для создания в нём творческой атмосферы.

Евразийская школа технологий творчества
Виталий Ивонин пишет в блог ЕАСТТ
Автор:
Ивонин Виталий Яковлевич

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.