Метод исследования причин и целей
Жизнь – это сложный процесс, в котором текущее состояние есть результат действия большого количества причин в прошлом, а будущее имеет большое количество последствий того, что творится вокруг нас, и наших личных действий. В том числе неблагоприятных последствий нерешения возникшей задачи.
Поэтому для достижения положительного конечного результата надо не только ответить на вопрос “как?” (решить поставленную задачу), но и разобраться, почему эта задача возникла и зачем её надо решать. Т.е. надо расширить поле действия МИВа (Метод исследования взаимодействий) в причинное прошлое и целевое будущее.
С этой целью и разработан метод исследования причин и целей (МИПИЦ), который должен использоваться совместно с МИВом (но изучаться – после него). Причем, МИПИЦ в этой паре является главным, ведущим, а МИВ – его инструментом.
Особенности метода исследования причин и целей
МИПИЦ позволяет проникнуть в глубинную суть жизненных и производственных задач или проблем (даже при нечёткой начальной постановке) и обеспечивает нахождение:
1) множества идей решений, из которых можно выбрать лучшую для дальнейшей проработки, и
2) множества путей поиска новых решений – про запас. Это полезно, т.к. принятые к проработке идеи могут не оправдать себя. Кроме того, мозг всегда продолжает подсознательно думать о задаче и уже в нерабочее время (во сне или в транспорте) вдруг неожиданно может выдать в сознание новую, необычайно эффективную идею.
Эта первая особенность МИПИЦа – нахождение не только идей, но и запасных путей для дальнейшего поиска – особенно полезна при решении организационно-управленческих (менеджерских) и жизненных задач.
Вторая особенность МИПИЦа: в нём нет отдельных этапов постановки задачи и её решения. Уточнение проблемной ситуации, её анализ и процесс решения есть единый процесс.
И, наконец, третья особенность МИПИЦА – это то, что вопросами о причинах проблемной ситуации и целях решения поставленной задачи он выходит на мотивы человеческих действий, т.е. на психологию. В процессе решения часто выясняется, что решением служит не обязательно то, чего хотел бы заказчик сию минуту. А то, что обеспечит улучшение его жизни и положительные эмоции в некой среднесрочной, а, может быть, и долгосрочной перспективе. Это намного повышает ответственность решателя и усложняет процесс решения. Но зато и намного повышает эффективность найденных решений.
Дело в том, что в реальности многие причины часто являются следствием какой-то одной, более общей причины, а многие цели являются подцелями какой-то одной, более общей цели. И бывает, что в процессе анализа-решения исходная проблема значительно упрощается, выявляются более короткие и эффективные пути достижения конечных целей заказчика. Может даже случиться, что разрушение производственного процесса или нормального течения жизни приводит (не было бы счастья, да несчастье помогло) к благотворному техническому или жизненному прорыву.
Например, выясняется, что исходную проблему или задачу вообще не нужно решать, потому что конечная цель достигается быстрее и легче без её решения. Либо медленнее и труднее, но зато результат намного превосходит первоначально желаемый и приносит положительные эмоции.
Алгоритм решения задачи с помощью МИПИЦа и МИВа
Он состоит в следующем.
1. Описание проблемной ситуации (рисунок ниже).
2. Нахождение решения.
Поскольку подчиненным инструментом МИПИЦа на протяжении всего процесса решения является МИВ, то, как и в МИВе, работа ведётся на большом листе бумаги.
Прежде всего, надо конкретизировать нечёткие понятия и определить специальные термины. По ходу решения делать подробные рисунки совершенствуемого процесса, в т.ч. конфликтной зоны – до мельчайших деталей, даже до молекул (в увеличенном масштабе). При этом с самого начала могут появляться идеи решения.
Затем наступает основной этап решения – с помощью наводящих вопросов МИПИЦа и МИВа:
— причинный вопрос “почему?” (появилась проблемная ситуация), а затем к ответам снова: “а это почему?” и т.д.,
— целевой вопрос “зачем?” (улучшать жизненную или производственную ситуацию), а после получения ответов снова – “а это зачем?” и т.д.,
— вопрос, уточняющий размер бедствия: “каковы произошедшие и грозящие последствия?” и вопрос, расширяющий проблемную ситуацию: “какие ещё могут быть последствия, в т.ч. благоприятные?”,
— два вопроса, выявляющие возможность превращения вреда в пользу: “может ли разрушение системы принести пользу?” и “а нужна ли вообще старая система?”,
— вопросы МИВа (пункты 3 и 4 его алгоритма), имеющие разумный смысл.
При этом в любой момент (при задавании вопросов себе и заказчику и ответах на них) могут появляться идеи решения либо открываться новые, порой неожиданные пути исследования проблемной ситуации, на которых решателя также поджидают новые идеи.
Способы резкого ускорения процесса решения:
— использование Интернета и
— распараллеливание работы. Поскольку причины разрушения штатной работы исследуемой системы и процесс её улучшения, как правило, описываются разными знаниями, то решение разделяется на два процесса, которые при дефиците времени можно поручить разным сотрудникам. В этом случае они должны периодически обсуждать процесс решения и стыковать полученные информацию и идеи, в результате чего могут появиться новые идеи решения задачи.
Примеры использования
Пример 1. Цепочка причинных вопросов «Почему?»
П О Ч Е М У в России падает производство, коррупция охватила всю вертикаль власти, население умственно деградирует, а стержневой русский народ вымирает, обострился национальный вопрос, падает авторитет руководства страны и т.д.?
Увы, спорящие друг с другом аналитики останавливаются на первом же звене причинной цепочки. И сводят причины произошедшего к ошибкам или злому умыслу государственных деятелей и общественных групп и слоев – президента и премьера, партий и движений, внешних врагов, евреев, олигархов и т.д. Т.е. ищут виновных.
Такие выводы способствуют разжиганию общественных конфликтов и приводят к ошибочной стратегии действий – не системному объединению членов общества, а взаимному осуждению и антагонистической борьбе всех со всеми.
Не “кто виноват”, а бесконечная цепочка вопросов “почему?” – вот что должно занимать умы. Допустим, все они – вышеперечисленные – глупые, эгоисты, преступники. А почему они такие? Когда найдёте ответ, потому-то и потому-то, надо снова спросить: а это почему? И опять искать ответ. И т.д.
И через несколько шагов вы прямо на глазах начнете умнеть, неожиданно постигая глубокие истины.
В частности, поймёте, что катастрофическое разрушение производства и ума нашего народа – это не результат вражеских козней, а
1) результат бесплодности наших академиков-обществоведов и, к сожалению,
2) неизбежная плата за будущий прорыв – после тридцати лет страданий нашего народа – к более эффективному общественному устройству.
И ещё поймёте, что наши материальные и людские потери надо сравнивать не с их отсутствием, а с намного большими потерями в случае, если бы распада нашей страны не произошло и нынешнего 100%-но ошибочного капитализма не наступило.
Таковы глубинные закономерности развития Жизни.
Другое дело, что эти потери могли быть намного меньшие, но это – не чья-то вина, а наша общая беда – беда НЕЗНАНИЯ. И выходить из неё надо сообща и с новыми знаниями.
Пример 2. Цепочка целевых вопросов «Зачем?»
Личностная проблемная ситуация: большинство людей мечтает иметь как можно больше денег. Но их всегда не хватает – и бомжам, и олигархам, причем, последним даже в большей степени.
Вопрос: ЗАЧЕМ нужно много денег?
Первый десяток ответов очевиден: вкусная пища, квартира, машина, дача, женщины, путешествия, лечение у дорогих врачей, право принятия управляющих решений, чувство превосходства над теми, у кого денег меньше, обеспеченное будущее детей, заказ на убийство конкурента, делание новых денег и т.д. и т.п. и пр.
Курс по поиску истинных причин возникновения проблем для правильной постановки задач
Следующий шаг: а это зачем?
Новые ответы, и снова: а это зачем? И т.д. Главное – не останавливаться.
И через несколько шагов вы прямо на глазах начнете… осознавать собственную глупость. Потому что неожиданно для себя на очередном шаге вдруг не сможете чётко назвать вроде бы очевидный ответ-цель. Либо поймёте противоречивость интуитивно поставленных ранее целей. Либо гибельность выбранного пути.
Единство противоположностей: одновременное появление в мозгу умных мыслей и осознание собственной глупости – создаёт эмоциональный удар, побуждающий к серьёзным размышлениям и, между прочим, порождающий колебания в принятии ответственных решений.
Так что не судите исторических личностей за нерешительность в кризисных ситуациях. Они обычно – логики (левополушарники), и их беда в том, что они видят слишком много последствий своих действий, которые к тому же почти все – отрицательные. А придумать спасительные решения они не способны, т.к. это дело правополушарников-системщиков, которых они ранее задавили. И такая ситуация также есть следствие объективных закономерностей развития общества.
Задача
На берегу лежит замечтавшийся рыбак, не обращающий внимания на поплавок. Мимо идет прохожий и говорит: “Смотри, как клюёт! Вставай скорей, наловишь столько, что хватит и наесться, и на рынок отнести.”
– А зачем?
– На вырученные деньги купишь сеть и будешь ловить в десять раз больше!
– А зачем?
– Накопишь деньги и разбогатеешь.
– А зачем?
– Наймёшь работников, они будут рыбу ловить, а ты будешь на берегу лежать.
– А я и так лежу.
Кто прав: рыбак или прохожий? И почему?
Достоинства пары методов МИПИЦ+МИВ
Массовое изучение пары МИПИЦ+МИВ будет иметь большие положительные последствия для всех народов, переживающих сейчас кризисные времена.
Известно: всенародные кризисы имеют много проявлений. Одно из них – необходимость послекризисного массового обучения и переобучения населения. С помощью пары МИПИЦ+МИВ эта проблема легко решается.
Например, большинство шахтеров закрывающихся шахт или уволенных в запас офицеров всего через несколько месяцев обучения смогут решать на инженерном уровне задачи в области электроники, ядерной физики или программирования (кому что ближе). Правда, сначала медленнее, чем специалисты. Но здесь важно вот что. Новый подход к образованию и самообразованию (с использованием МИВа) предполагает, что после получения бывшим безработным минимального количества знаний по новой специальности ему будет сразу дана реальная задача. И дальше он будет приобретать и наращивать нужные знания не вообще, не впрок, как сейчас в ВУЗах, а применительно к производственной задаче, иногда обращаясь к начальнику за уточняющей информацией.
С помощью такого подхода быстро приобретается принципиально новое качество – умение решать задачи в любой новой области деятельности. А количественное увеличение скорости решения (от медленной вначале – к такой же, как у других членов трудового коллектива) наступает всегда и без всяких сомнений.
Это и является главным достоинством пары МИПИЦ+МИВ – то, что она обеспечивает возможность перехода от ситуации принципиального неумения, когда даже сто специалистов низкой квалификации, собранные вместе, не смогут решить трудную задачу, к ситуации, когда большинство из них сумеет сделать это, но вначале медленнее, чем это делают высококлассные специалисты. А уменьшение умственного расслоения в коллективе полезно не только для увеличения его суммарной эффективности, но и для создания в нём творческой атмосферы.