Метод исследования взаимодействий
Метод исследования взаимодействий (МИВ) настолько быстро и заметно усиливает мыслительные способности, что через очень короткий период тренировок любой человек не узнаёт себя, т.к. начинает легко решать ранее не решаемые задачи. В том числе задачи на сообразительность, которые под силу только типично творческим людям.
Например, попробуйте решить несколько задач. Подумайте основательно, чтобы, если кто-то подскажет ответ, не говорили, что вы решили бы их и сами. Скорее всего, без МИВа вы их не решите. Но если всё же удастся, то это значит, что вы уже творческий человек и без всякого труда овладеете всей методологией. Итак.
- Сложите из трех спичек треугольник. Добавьте ещё три спички и сложите четыре таких же треугольника! (Разумеется, ломать спички нельзя.)
- Отец и сын попали в автокатастрофу. Отец, к сожалению, погиб. Сына привезли в больницу. И вот открывается дверь, входит хирург и, взглянув на молодого человека, говорит: “Это мой сын!” Как это может быть? (Сын действительно родной, не приёмный.)
- В известной сказке жадная Лиса, пригласив Журавля в гости, угостила его кашей, размазанной по тарелке. Журавль постучал клювом да так и остался голодным. В ответ и он пригласил подругу и наклал окрошку в кувшин с узким горлышком. Лиса и так, и этак пыталась её отведать – ничего не получилось. И тоже ушла несолоно хлебавши. Но Журавль мог бы поступить намного более эффективно! Как?
Каково назначение и в чем суть МИВа?
Как хорошо, когда идея появляется точно в нужный момент: дорога ложка к обеду!
Увы, часто люди сокрушенно хватаются за голову от досады, что могли бы, но вовремя не догадались до элементарного решения. В таких случаях говорят: богаты задним умом.
Так вот. Оказывается, что у всех людей есть все необходимые знания для решения 90% не решаемых ими жизненных и производственных задач. Есть! Только они не могут вспомнить их, когда надо. В этом и состоит первое назначение данного метода – наводящими вопросами стимулировать вспоминание человеком имеющихся у него знаний, нужных в конкретной ситуации.
А когда нужных знаний действительно нет или задача дана в нечёткой постановке (типа “пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что”), надо уметь уточнять задачу, находить новые, нужные для её решения знания и пополнять знаниевый багаж. Помощь в целенаправленном приобретении новых знаний (самообразование) – это второе предназначение МИВа.
Как привлечь к обучению творческим методам?
Надо сказать, что люди очень давно поняли возможность стимулирования мыслительной деятельности и поэтому не переставая придумывали так называемые методы и приёмы активизации творческого мышления. В результате их набралось уже более двухсот: несколько десятков основных и большое количество их модификаций и сочетаний.
Увы, в жизни эти методы применяются, в основном, только самими авторами и их немногочисленными последователями. Причина одна: все эти методы недостаточно эффективны, т.к. главную роль отводят решающей догадке, сообразительности, интуиции. А интуиция – это (психологи не дадут соврать) неизвестно что. И тренируется интуиция, пардон за тавтологию, интуитивно, по принципу “делай, как я”: изучай как можно больше примеров и постепенно интуитивно учись! (Этот принцип, кстати, является самым важным моментом обучения в так называемых научных школах.)
В книгах по развитию творческого мышления содержится огромное количество примеров и учебных задач. Почти все эти книги очень интересны и полезны. Покупайте их, читайте запоем, учитесь и тренируйтесь!
К сожалению, учебные задачи в них представляют собой, в основном, показ всего двух элементов: условия задачи и конечного решения, разумеется, с некоторыми логическими рассуждениями, которые, заметьте, почти всегда ведут именно к этому единственному решению, обычно остроумному и эффектному. Но при этом “за кадром” остаются другие возможные варианты логических рассуждений, ведущих от условия задачи, и соответственно другие решения задачи, которые в реальной жизненной ситуации могут быть намного эффективнее решения, приведенного в качестве контрольного ответа в учебной задаче.
Век живи – век учись! Истина. Но почему люди целый век учатся тому, чему надо научиться в самом начале жизни? А потому, что методом “делай, как я” и на таких учебных задачах быстрее не получится. И удаётся это только людям, о которых говорят, что они обладают творческой искрой с рождения, как говорится, от Бога. А таких, как утверждают, всего несколько процентов.
К счастью, теперь такими могут стать большинство людей. Потому, что теперь такими можно стать 1) легко и 2) быстро.
Дело в том, что любой человек обладает тем же качеством, каким обладает даже одноклеточное существо – амеба. Это стремление к оптимальному (наилучшему) саморазвитию. А тонкость в том, что критерием оптимальности является соотношение положительных эмоций от полезного эффекта и отрицательных эмоций от затрат труда.
Увеличьте положительные эмоции (числитель дроби) и уменьшите затраты труда (знаменатель) — и любой человек начнет учиться, как миленький, потому что абсолютно все люди обладают стремлением к оптимальному саморазвитию.
МИВ и второй метод – метод исследования причин и целей (МИПИЦ) это и делают – развивают мышление и притом быстро, почти скачком, вызывая у человека приятные эмоции – удивление и изумление, а те уже по принципу обратной связи возбуждают желание продолжить обучение.
Выявлять взаимодействия, ведущие к решению задач
Идея МИВа происходит из следующего.
Задача состоит из условия и цели – получения желаемого полезного эффекта. Решить задачу – это значит найти такие преобразования объектов условия, которые как раз и приводят к искомой цели. А поскольку преобразования являются следствием различных взаимодействий, то, значит, надо уметь выявлять те из возможных взаимодействий, которые ведут к решениям задачи.
Оказывается, это трудно. Причин две.
Первая – это то, что объекты условия взаимодействуют не только друг с другом, но и с объектами реальных природных и жизненных условий. А о них в условии задачи обычно ничего не говорится, потому, что они считаются само собой разумеющимися. Таким образом, большое количество взаимодействий выпадает из поля зрения.
А вторая причина связана с динамикой – наличием возможных изменений объектов задачи (количества, свойств и характеристик), допустимых в реальной ситуации (разрешено всё, что не запрещено). Это дает ещё целое множество ранее не видимых возможных взаимодействий, а значит, и возможных решений.
Идея нового метода в том и состоит, чтобы обеспечить закономерный, формализованный просмотр и исследование теоретически всех (!) возможных взаимодействий всех (!) объектов условия задачи. С целью нахождения всех (!) возможных решений и выбора наилучших для конкретной ситуации. (Остальные решения тоже не пропадут, запомнятся и когда-нибудь пригодятся.)
«Проклятие размерности» и формализация МИВа
Но, конечно, на практике все не так просто, как в теории.
Дело в том, что количество возможных взаимодействий может быть очень большим. А по мере вовлечения в рассмотрение новых объектов, не содержащихся в первоначальном условии задачи, количество исследуемых взаимодействий может возрасти настолько, что получится трудно обозримая картина. (В науке такая ситуация называется “проклятием размерности”.)
Увы, бесплатно ничего не дается. За гарантию полного обзора всего поля знаний приходится платить трудом. А что вы хотите? Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. И все же…
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. В ситуации “проклятия размерности” МИВ, подобно барону Мюнхаузену, сам вытягивает себя из этой ситуации.
А именно.
1) Если задача по-настоящему творческая, сложная, как говорят, нерешаемая, то посадите хоть сто человек – результат будет отрицательный. Потому что все решают такие задачи индивидуально (сумбурный мозговой штурм здесь бесполезен), а стереотипы мышления (психологическая инерция и психологические барьеры) у всех практически одни и те же. И все решатели по отдельности будут ходить одними и теми же тупиковыми путями, не охватывая всего поля взаимодействий.
А при использовании МИВа все мысленные пути формализованы, и вы можете распределить их между участниками, не пропустив ни одного. И чем участников больше, тем больше вероятность нахождения решения. К тому же распределять пути можно с учетом знаний и способностей: кому полегче, кому потруднее.
Вдобавок здесь на решателя давит дисциплина: даже если путь кажется абсурдным, он все равно обязан пройти его до конца, а в конце таких путей как раз и “валяются” бриллианты нестандартных, необычных и часто самых эффективных идей и решений.
Есть у данного метода и ещё одно очень и очень важное достоинство. Он обладает свойством объединять людей в коллектив. Когда у всех одна общая цель и заранее не известно, на каком пути ждет открытие, то кто бы ни наткнулся на решение, победа – одна на всех. Поэтому и празднуют её не в закутках, а за общим праздничным столом. Это прекраснейшее чувство – ощущение сопричастности к общему успеху. Одновременно это для человека необходимый сигнал обратной связи о нужности людям, т.е. о собственном умственном развитии.
2) Если задача не очень сложная, а в подавляющем большинстве жизненных ситуаций задачи именно таковы, то элементов условия задачи немного, и трудность здесь совсем не в “проклятии размерности”, не в большом количестве взаимодействий. В задачах на сообразительность, смекалку, как правило, достаточно буквально намека или полунамека на нестандартный ход мысли, чтобы через несколько минут, максимум через полчаса человек воскликнул: “Эврика!” И здесь важно именно это свойство МИВа – гарантия полного, 100%-го просмотра всех возможных взаимодействий, какие-то из которых могут принести неожиданное остроумное решение.
Иллюстрация метода на простом примере
Итак, метод исследования взаимодействий.
Вкратце изложим его, одновременно иллюстрируя его работу на простом примере.
Пример.
Как уменьшить в несколько раз время осаждения взвеси в пробирке?
МИВ предусматривает выполнение человеком в процессе решения задачи семи операций, которые обязательно надо фиксировать на бумаге, иначе может не получиться.
При этом – внимание! – в процессе выполнения каждой операции, в момент появления в поле зрения каждого нового объекта (им может быть и процесс) и каждого нового состояния объекта мозг должен пытаться найти идею, приводящую к цели задачи.
1. Формализация проблемной ситуации
Дополнить условие задачи списком не упомянутых (подразумевающихся) деталей реальных физических условий. Сделать рисунок элементов условия задачи (всех объектов), с указанием их взаимного расположения, свойств и параметров состояния.
Пример.
Сделаем рисунок. Строго говоря, надо ещё обозначить толщину стенки пробирки и даже радиусы закруглений. А также нарисовать внешнюю среду: подставку, в которой установлена пробирка, и частички воздуха над поверхностью жидкости. Все это может навести на плодотворные мысли.
Поэтому при описании условия и цели задачи необходима дисциплина.
Но мы, чтобы упростить понимание, извинившись, отступим от этого правила (это не пример для подражания) и укажем только высоту и диаметр пробирки, высоту столба взвеси и угол установки пробирки по отношению к горизонту. Для начала этого хватит, а если потом потребуется, дорисуем.
2. Определение (конкретизация) нечетких понятий и специальных терминов, в т.ч. вновь появляющихся
Добавление в рисунок появляющихся новых объектов и понятий.
Пример.
Взвесь – это равномерно распределенные в жидкости нерастворимые мелкие частички вещества, пробирка – это стеклянная емкость в виде трубки с одним открытым концом для хранения жидкостей и сыпучих веществ, осаждение – это процесс передвижения частичек на дно под действием силы тяжести.
Как видим, в поле мысленного зрения сразу появились новые объекты, которые теоретически могут навести мысль на самые различные решения.
Пририсуем частички и направление их передвижения, а также обозначим параметр движения – скорость. Надо бы обозначить и ускорение, но опять извинимся и, чтобы зря не усложнять дело, пропустим его, тем более что в данном случае оседание происходит, скорее всего, равномерно.
Теперь становится понятно, что время осаждения взвеси – это время осаждения самой верхней частички, равное её пути, поделенному на скорость. Напишем формулу прямо на рисунке.
3. Применение к объектам условия задачи:
двух системно-структурных вопросов: частью чего (какой системы) является, из кого или из чего состоит (появляющиеся новые термины, прогнать через первых два пункта)
и ко всем, в т.ч. новым объектам – полного списка вопросов родного языка – какой, чей, где, когда, как, сколько, почему, зачем и т.д., с учетом падежей и родов (мужской, женский, средний).
Отвечать на эти вопросы самим и – внимание! – расспрашивать других людей. Фиксировать ответы на те вопросы, которые имеют разумный смысл в применении ко всем объектам.
Перечисленные операции вовлекают в рассмотрение практически неограниченный поток новых объектов и их свойств, отношений и взаимодействий.
С этого момента надо периодически просматривать все записи с самого начала до текущей страницы, чтобы в мозгу устанавливались, обновлялись и укреплялись смысловые связи между образами всех элементов условия и цели задачи: исходными и новыми. И, разумеется, пытаться, пытаться, пытаться находить новые идеи.
Пример.
Здесь уже начинается резкое увеличение количества рассматриваемых объектов и общего объема письменных рассуждений. В данном случае написать:
— какая жидкость: название, известные свойства;
— каковы размеры, форма, количество, плотность и материал частиц. Придется нарисовать их увеличенными, как под микроскопом.
При этом, заметьте, сначала рука непроизвольно нарисует шарики, но затем, подчиняясь дисциплине вопросов (какие, сколько, …), вы обязаны будете нарисовать и шероховатые частички. Кроме того, нарисовать их редко, когда они не мешают друг другу, и густо, когда они трутся друг о друга. Причем, сразу возникнет вопрос: а что происходит при соприкосновении: отталкиваются, сцепляются или слипаются? Это может сказаться на процессе осаждения. А если сцепляются, то, может быть, помочь им в этом, помешивая взвесь?
— из чего состоит скорость (из каких элементов формулы)? Ясно, что чем частица тяжелее, тем быстрее, при прочих равных условиях, она будет оседать; значит, где-то в числителе будет сила тяжести; а она равна mg, т.е. зависит от ускорения свободного падения. Во дела: ускорение, которое мы во втором пункте не записали, снова попало в поле зрения – уже на другом мысленном пути, значит, явно не случайно, и, может быть, это можно использовать. Запишем. Далее: осаждающаяся частица трется о частицы жидкости, и чем больше трение (а оно зависит от вязкости, т.е. густоты жидкости), тем, наоборот, медленнее будет оседать частица; значит где-то в знаменателе будет вязкость; это тоже учтем на будущее: вдруг и на вязкость можно влиять? Запишем это на рисунке.
— в несколько раз – это во сколько? В 2–3 раза, в 10–20 раз?
— сколько пробирок с взвесью? Одна или много? Если много, то как они расположены?
— а зачем, собственно, осаждение? Чтобы очистить полезную жидкость? Тогда, может быть, просто использовать бумажный, бытовой или производственный фильтр? Или, наоборот, нужно собрать полезный осадок? Может быть, конечная цель – просто разделение жидкости и частиц взвеси, и тогда мы можем уточнить постановку задачи. Заметим, что выражение “разделение жидкости и частиц” расширяет поле для мыслительного маневра;
— а что над поверхностью? Воздух? А каковы его характеристики: давление, температура?
Замечание: в учебных задачах мы ограничены лаконичным условием. Но в жизни задача сваливается из самой жизни или от начальника. Поэтому мы вправе конкретизировать и уточнять обстоятельства и количественные характеристики объектов и процессов, расспрашивая знакомых или пользуясь учебниками и справочниками. И даже изменять постановку задачи.
Так происходит самый эффективный процесс самообучения: эмоционально окрашенное целенаправленное наращивание знаний и формирование исследовательского стиля мышления.
4. Преобразование проблемной ситуации
Центральная и самая интересная операция, во время которой появляется больше всего идей. Изменять во всем возможном диапазоне все изменяемые характеристики (параметры) свойств и отношений объектов условия задачи в пространстве, времени и системной структуре их взаимодействий. Применять те же вопросы, что и в п.3, но дополненные словом “ещё”: кто ещё? что ещё? какой ещё? чей ещё? когда ещё? где ещё? как ещё? сколько ещё? ещё почему? зачем ещё? Затем вместо слова “ещё” – слова “был раньше”, “будет в будущем”, “должен быть”.
Применяя вопросы, получаем огромное множество мысленных путей, на которых надо искать идеи достижения цели задачи (это постоянно должно быть на уме!).
При этом пока не надо задумываться о реализуемости. На этом этапе важно найти как можно больше идей.
Пример.
Изменения: высоты, диаметра и формы пробирки, пути и скорости частицы…
Сразу возникает (следует из формулы) идея, связанная с уменьшением пути, проходимого верхней частицей: надо уменьшить высоту пробирки. А чтобы сохранить объем, надо сделать её широкой. И тогда получим уже не пробирку, а плоскую емкость в виде блюдца. Что ж, для начала неплохо. Эту идею надо немедленно записать, чтобы не забыть.
Изменение скорости? Для этого надо повлиять на силу тяжести. Кстати, раз слово “сила” попалось нам на глаза, то надо рассмотреть это понятие, как это делалось на второй операции. Что такое силы и какие они ещё бывают, кроме силы тяжести?
Отвечаем: сила – это результат воздействия на объект различных полей, а поля бывают гравитационные (от них и происходит тяжесть), электрические, магнитные… Стоп! А из какого материала сделаны частицы? Не из магнитного ли? Запишем и это на будущее, тоже прямо на рисунке, который надо делать на большом листе бумаги. А ещё поля бывают постоянные и переменные. А если они влияют на частицы взвеси или жидкости и к тому же переменные, тогда, может быть, меняя частоту, нащупать резонанс?
Далее. На предыдущей операции появилось ускорение силы тяжести. Какие ещё бывают ускорения? Ответ: от других сил и… от центробежной силы, возникающей при вращении. Вращение! Надо записать и потом рассмотреть и эту веточку рассуждений.
Кстати, а направление скорости тоже ведь не обязательно вниз, как это показано на рисунке. Во-первых, можно попытаться как-нибудь сделать частички легче жидкости, чтобы они всплыли, ведь, возможно, важен конечный результат: разделение взвеси и жидкости. А во-вторых, кроме прямолинейного, как на рисунке, путь частицы может быть и криволинейным. Каким? Спросите у любого, и он назовет самую распространенную криволинейную фигуру: окружность. К этому же мы пришли и от идеи использования центробежной силы при вращении. Превосходная идея: раскрутить пробирку, и тогда тяжелые частички, вращаясь, будут отбрасываться к стенкам, а в центре вращающейся пробирки останется очищенная жидкость, которую можно как-нибудь отсосать. Здорово?
Эту идею можно прямо сразу и проверить. Я ведь только что прерывался, чтобы попить чайку, и заварка ещё осталась. Так. Наливаем заварочку с чаинками, раскручиваем что есть силы, только чтоб не выплеснуть из стакана, вынимаем ложку, и чаинки…
Ой, что это??? Они же тяжелее воды, раз были на дне, значит, вращаясь после размешивания, должны отбрасываться к стенкам стакана; почему же они, наоборот, оседая на дно, сгущаются посередине? А ну-ка попробуем крупинки гречки. Потрясающе: то же самое! Вопреки всем известным физическим законам! Всё, завтра же разберусь. Это наверняка великое открытие! Нобелевская премия, считай, в кармане! Хватит на всё, чего захочешь! Так, прежде всего надо учредить сотню именных стипендий студентам-дилетантам, у которых много увлечений. Потом закажу в Луганске потрясающих шоколадных тортов. “Шахтерских”, какие мама присылала. Столько, чтобы наесться до отвала и друзей накормить. Не забыть бы пару носков. Нет, куплю целых десять пар, чтобы хватило до следующей нобелевской. Потом… Фу-х, от неожиданности – вот привалило! – даже мысли заклинило.
О-о-о-о-й… Что это я губу-то раскатал? Не видать мне нобеля, как своих ушей. Потому что нобелевский комитет давно уже продает их одним американцам, а нашим дает только в соавторстве с ними. Так что одному не дадут – только на двоих. А из-за какой-то паршивой половины тратить время, ехать в Швецию, выходить там на сцену в смокинге, как пингвин… Да катись она… Жалко только студентов-дилетантов: накрылась их стипендия.
Да, ну а на чем мы прервались? Вспомнил: на идее вращения пробирки, т.е. превращения её в центрифугу. Неплохая идея.
Займемся теперь изменением угла α. Ура-а-а! Только начали изменять, и сразу же стало ясно: если уменьшить угол до нуля, т.е. положить пробирку на бок, то цель задачи достигается мгновенно с исходной пробиркой. Ведь в этом случае наибольший путь осаждения частицы будет равен всего лишь диаметру пробирки, т.е. в несколько раз меньше её высоты, что и требовалось в задаче. Только надо заткнуть её пробкой и как-то потом слить. Прекрасная идея!
А что ещё в пробирке, кроме жидкости и частиц? Ничего? А если добавить? Может, частички впитают добавку, разбухнут, станут легче жидкости и всплывут? Или наоборот, станут тяжелее и быстрее осядут? А может, добавить какой-нибудь разжижитель, чтобы уменьшилась вязкость, тогда уменьшится трение осаждаемых частичек о частички жидкости, и осаждение тоже ускорится. Надо кого-нибудь расспросить, не слыхали ли о таком.
Что мы ещё забыли? Самое первое слово в условии задачи – слово “уменьшить”. Почему уменьшить? А может, найти, как увеличить время осаждения, и найденное решение применить наоборот? А как увеличить? Взболтать? А если установка неподвижна? Помешивать? Чем и как? Кстати, опять выходим на случай слипания частиц, которые при этом могут всплыть, а могут, наоборот, быстрее опускаться на дно. Сходу идей пока не видно, но, может, появятся позже.
На этой операции опять действует то же замечание: в жизни нас окружают самые разные люди, которые могут помочь найти ответы на многие вопросы. Надо расспрашивать их. И просматривать знаниевые конструкторы – справочники и энциклопедии.
5. Выделение особых состояний объектов и процессов – элементов условия задачи
Это те состояния, при которых происходят системные эффекты взаимодействий – переходы количества в качество и наоборот. Например, критическое расположение в пространстве (вертикальное, под каким-либо особым углом), критические моменты природных и биологических ритмов, состояния устойчивого равновесия или неустойчивости, температуры фазовых переходов (замерзания, кипения), резонансные частоты, особые классы объектов, предельные значения характеристик, особые количества элементов системы и т.д.
Перечисленные операции (четвертая и пятая) позволяют на следующей, шестой операции, выявить все возможные взаимодействия объектов (причинно-следственные связи) и состояния, приводящие к наиболее эффективным решениям.
Пример.
Нулевой угол α — это и есть особое расположение пробирки в пространстве, а ёмкость в виде блюдца – особая форма.
6. Мысленное моделирование взаимодействий
Мысленное моделирование взаимодействий всех объектов и процессов задачи между собой с целью поиска всех возможных цепочек их преобразований, которые хотя бы теоретически приводят к решениям. Фиксировать результаты – идеи решения.
На этой операции полезно разложить листы с записями на широком столе, чтобы все элементы задачи попадали в поле зрения одновременно. Тогда мысленные образы всех элементов будут соединяться в целостную смысловую сеть. И можно будет ни о чем не беспокоиться: мозг сам сделает свое дело. Останется только успевать записывать приходящие в голову идеи. Записывать любые, даже, на первый взгляд, нереальные.
Данная операция, пожалуй, – самая трудная и в максимальной степени требует тренировки. Если на предыдущих операциях в принципе достаточно было логических рассуждений, то здесь уже надо подключать интуицию, творчество, искусство. К сожалению, а может быть, наоборот, к счастью, никогда не будет создан метод решения творческих задач с помощью одной только логики, без творческого этапа. Но данный метод, по сравнению с другими, позволяет намного расширить область эффективного действия формализованных операций.
Пример.
Поскольку задача простая, то эту операцию мы производили по ходу выполнения предыдущих.
7. Анализ идей на реализуемость и выбор наилучшего решения
Пример.
Данная задача была приведена в журнале всего с одним решением: поворотом пробирки на бок. Конечно, толково! Но ясно, что в реальной бытовой, лабораторной или производственной ситуации задача уменьшения времени осаждения взвеси может возникнуть в самых разных вариантах. И надо уметь всегда и везде находить все возможные решения для конкретных случаев и затем выбирать наилучшие.
Сфера применения метода
Метод исследования взаимодействий полностью применим к задачам, в которых действуют живые организмы: растения, животные и люди. И к гуманитарным видам деятельности, в т.ч. к искусству. И тем более к общественным процессам.
Например, от самого общего мысленного образа “живой организм” расходятся связи к мысленным образам растения, животного, человека, от них – к образам вида, возраста, пола, предков (родителей – мамы и отца, дедушек и бабушек…) и потомков (детей, внуков – девочек и мальчиков), братьев и сестер и т.д. И самое главное – к самым различным жизненным ситуациям, различным качествам живых организмов и их проявлениям в этих ситуациях. В результате приходят понимание необыкновенной сложности процессов развития личности и общества и умение находить наилучшие решения в самых трудных жизненных условиях.
Например, оценивать человека не по какому-то одному качеству и проявлению его в какой-то одной ситуации, а по совокупности 10–20 качеств и совокупности их проявлений в 10–20 ситуациях. И только потом принимать решение о том, как относиться к этому человеку.
Кто-то может разочарованно сказать: МИВ очень сложен, трудоемок, занудлив и требует разносторонних знаний… Насчет знаний – пугаться не надо. Во-первых, уже говорилось, что для решения 90% жизненных и производственных задач у любого человека уже есть необходимые знания, надо только вспомнить их в нужный момент. А если их действительно нет, то расспрашивайте добрых людей (см. операцию 3). Важно, чтобы вы умели задавать чёткие вопросы себе, людям и Природе. Тогда вы всегда найдете ответы. А МИВ как раз и выводит на такие чёткие вопросы.
А насчет сложности, трудоемкости и занудливости – так это только поначалу. А потом вы вообще перестанете письменно решать задачи, потому что все будет делаться в подсознании само собой.
Фактически МИВ нужен лишь для развития (!) творческого мышления. А потом идеи сами будут фонтанировать, принося положительные эмоции в самой обычной жизни.
Посуда для редких гостей пылится? Ставьте её вверх дном – не придётся перед употреблением протирать.
Старенькой маме тяжело подниматься с кровати, чтобы включить свет? Сделайте параллельный выключатель у изголовья.
Вкусно заквасить капусту? Во-первых, не надо это делать в новолуние. А во-вторых, поменьше соли, побольше морковки и добавьте клюквы, чуть-чуть меда и хорошего настроения, перетекающего биополями в капусту. Я, например, когда перетираю с солью нарубленную капусту и укладываю её в банку, включаю несколько раз подряд песню “Беловежская пуща”. Мой рецепт так и называется: “Беловежская пуща”. И капуста получается вкуснющая – словами не передать.
А ещё по ходу решения то и дело возникают увлекательные исследовательские задачки, наподобие задачки о чаинках, которую с помощью МИВа решит большинство читателей. Не знаю, как сейчас, а более полувека назад на Физтехе ходили знаменитые “Задачи Капицы” (великого отца). Эх, был бы тогда МИВ, щёлкал бы их, как орешки.
Но самое главное: решение задачи с помощью МИВа формирует в мозгу человека большие “кусты” знаний. Сравните: всего десять слов в условии задачи об осаждении взвеси в пробирке – а какое большое количество знаний активизировалось в мозгу! И все они теперь будут связаны мыслительными ассоциативными связями, так что если когда-нибудь в мозгу возникнет образ какой-то “веточки” или даже “листочка” этого знаниевого “куста”, то в оперативную память будет вызван весь “куст”, и это даст большое количество новых идей.
Такое наращивание активных знаний вокруг реальных жизненных задач открывает путь к быстрому и эффективному самообразованию.
И уж вовсе неожиданным стал ещё один полезный эффект МИВа – гармонизация развития мозга: у творческих, но мыслительно неорганизованных правополушарников быстро развивается левое, логическое полушарие, а у левополушарников – наоборот, правое.
Но чтобы уж слишком не обольщаться, заметим в заключение, что у каждого метода есть своя, ограниченная область эффективности. Вот и в данном случае: МИВ – это инструмент решения задачи в той постановке, в какой она возникла, безотносительно к причине её возникновения и тому, с какой конечной целью её надо решать. Область его наибольшей эффективности – задачи в области техники, для решения которых он и был разработан. Кроме того, МИВ эффективен лишь тогда, когда на решение есть много времени и можно спокойно просматривать всё необъятное поисковое поле идей.
А при решении сложных жизненных задач, в т.ч. в конфликтных ситуациях, требующих быстрого и эффективного разрешения, следует применять пару методов: МИВ и метод исследования причин и целей, которому посвящена статья В. Ивонина, которая так и называется «Метод исследования причин и целей».