Теории творчества

Владимир Бубенцов

О том, что такое творчество, как устроены его механизмы, мнений очень много, и все они отличаются большим разбросом. Единственным оправданием такого разнообразия, или лучше сказать, разнобоя мнений, может быть то, что вопросом этим — с научных позиций — стали заниматься сравнительно (с точки зрения человеческой истории) недавно, главным образом психологи, теорий которыми было составлено предостаточно.

 

Понятие творчества и творческих способностей

 

Немного о термине «творчество»

Заметим, что само слово «творчество» — обозначающее в современном языке чаще всего процесс созидания или производства каких-нибудь  культурных ценностей, а также результат этого процесса, — является продуктом предромантической эпохи. Оно возникло или в самом конце XVIII, или в самом начале XIX века. И было неологизмом, образованным на немецкий лад.

Характерно, что слово творчество не включено даже в словари середины девятнадцатого века. В словаре 1847 г. отмечены лишь слова: творец (со значениями: «1) Бог, создатель мира… 2) церк. Производитель, исполнитель… 3) Сочинитель»), творить (делать, производить), творческий (принадлежащий, свойственный творцу). Хотя в 20-30-е годы XIX в. это слово уже активно использовали участники литературно-философского кружка “Общество любомудрия”, образованного в конце 1823 в Москве.

Встречается это слово у Гоголя, Достоевского, других их современников. Станиславский определял творчество как полную сосредоточенность всей духовной и физической природы.

С середины XIX в. слова творец, творческий, творчество приобретают оттенок парадной торжественности, величавого стиля. Меняется экспрессивная окраска слов творчество и творец. Многим в эту эпоху казалось, что на словах творец и творчество лежит налет религиозной и романтической метафизики.

поможет вам перестать мыслить шаблонами и научит находить новые небанальные решения

Cтарт 11.08.2020

Теории творчества в античности

Попытки создать теории творчества известны с античных времен. Для античных философов творчество выступало в двух формах: как божественное — акт рождения космоса и как человеческое — искусство, ремесло.

Так, Платон представлял творческую силу как плод божественного волеизъявления. Творческое деяние человека было возможно только в условиях «умного» созерцания, которое являлось человеку как божественная одержимость животворящего духа. Идея прекрасного, проявляемая творчеством, имеет свою иерархию, которая движется от материального начала к духовному. Смысл выделялся им в качестве необходимого атрибута творчества.

Аристотель разрабатывал закономерности творческого мышления в рамках предложенного им учения об ассоциациях, связи явлений между собой. Согласно Аристотелю, именно ассоциации являются основой любого мышления, в том числе и творческого.

Теории творчества в античности

Творчество и Средневековье

Понимание природы творчества в Европе в Средние века религиозно. Творчество рассматривалось как божественное и человеческое. Подлинный творец  Бог, творящий мир и человека, а значит, первичный творческий акт носил онтологический, бытийственный  характер.

Творя человека «по своему образу и подобию», Бог наделял его огромной властью, заключающейся в свободе. Эта возможность свободного акта, с одной стороны, связывала человека с Богом, с другой, человек выступал как связующее звено между Богом и миром. Эта свобода действий породила другие определения человеческого творчества: в гносеологическом смысле (творчество как постижение Бога, как путь к истине), в этическом (свобода творить добро или зло).

Возрождение понимает творчество, прежде всего, в контексте искусства, как творчество художественное. Искусство направлено вглубь, на созерцание сущности рассматриваемого объекта, поэтому и творчество есть созерцание. В эпоху Возрождения преобладают отношения творца, гения, как носителя творческого начала и творимого объекта, который понимается как дитя, любовное взращенное творцом.

Творчество сакрально: человек, созидающий новый мир и вписывающий себя в этот мир, уподобляется Богу. Возрождение провозгласило культ творчества, и тогда возникает, пожалуй, впервые, интерес к самому акту творчества, а не только к конечному результату.

 

Как в Средневековье понимали творчество

 

Понимание творчества в Новое время. Рационализация

Новое время синонимами слову «творчество» сделало такие слова как «производство», «преобразование». Никаких абстракций, никаких возможностей — только факты, упорядоченность. Творчество есть главным образом создание себя самого и созидание этого идет только через тренировку разума, в увеличении разумности, которая идет только по пути мышления.

Кант понимал творчество в большей степени в художественном смысле. Он создал концепцию такого вида творчества. Эта концепция оказала огромное влияние на теорию и практику искусства, а также на последующее развитие представлений о творцах искусства.

Творчество есть результат свободы и целесообразного применения способностей человека. Но так как от свободы в творчестве можно прийти к полной бессмыслице, то надо, чтобы создаваемое могло бы послужить ориентиром должного для других. И тот, кто умеет все это сочетать — гений. В творчестве Кант выделял знание, предполагающее мастерство, и умение, предполагающее созидание вещей. Благодаря творческому процессу преодолевается прагматический подход к миру, присущий разуму и рациональной деятельности, цели которой прагматичны и утилитарны. 

Другой известный философ этого времени, Шопенгауэр, рассматривал творчество как один из путей, ведущих человека к освобождению от воли и избавлению от страданий. В этом избавлении заключена наивысшая цель искусства, поскольку искусство возвышает человека, помогает преодолевать его субъективную волю. Но кроме избавления от страданий, искусство должно также утешать человека.

 

Новое время - новые теории

Новые рубежи теории творчества

На рубеже 19-20 столетий появилась психология творчества. Не являясь на тот момент отдельной сферой знания (да и сейчас не став ещё таковой), она рассматривала определенные стороны творчества. Источниками данных для изысканий на эту тему были биографии, автобиографии, литературные произведения.

Ученые обобщали полученный материал и выделяли виды способностей к творчеству, качества творческой личности, фазы творческого процесса, описывали природу творчества. По мере развития экспериментальной психологии способы исследования стали меняться. Психология творчества превратилась в конгломерат знаний, она стала включать в себя психологические, философские, эстетические, технические и другие идеи.

Основные подходы к теории творчества

На данный момент сложилось три основных подхода к проблеме творчества и творческих способностей:

  1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в обусловленности творческого поведения играют мотивация, ценности и личностные черты (А.Танненбаум, А.Маслоу).
  2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, Г. Грубер, Я.А.Пономарев).
  3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяют почти все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Л. Термен, Р. Стернберг).

 

Креативность на рубеже 19-20 веков

Теории творчества 20 века

С конца 19 века для объяснения, что такое творчество, из каких стадий состоит этот таинственный процесс, психологами было создано достаточно много теорий. Вкратце упомянем некоторые из них.

Психоаналитическая теория творчества (конец 19- начало 20 века)

Фрейд: Мотивы творчества связаны с эросом (влечением к жизни) и являются производными от сексуальных влечений. Творчество – это перенос сексуальной энергии в творческую созидательную деятельность. В продуктах творчества  воплощаются вытесненные стремления и переживания, происходит сублимация. Важнейший источник творчества – это подсознание, бессознательные психические процессы.

К. Юнг: бессознательное полно зародышей будущих психических ситуаций, новых мыслей, творческих открытий. Оно является источником творческого дара, творческого вдохновения. В человеке есть два начала – личностное и творческое, которые могут находиться в антагонистических отношениях. Творческое живет и произрастает в человеке. Автономный творческий комплекс в качестве обособившейся части души ведет свою самостоятельную, изъятую из иерархии сознания психическую жизнь и сообразно своему энергетическому уровню.

Другими словами, с позиций психоаналитических взглядов творческий дар – это нечто, неподвластное сознанию и воле человека.

Б. А. Лезин (1907) примерно в это же время предлагает взгляд на творчество как на процесс из трех стадий:
1. Труд, являющийся подготовкой бессознательной фазы.
2. Бессознательная работа.
3. Вдохновение, в процессе которого происходит появление готового продукта.

А. Адлер Компенсационная теория творчества (начало 20 века):

Каждый человек изначально обладает творческой силой, благодаря которой обеспечивается возможность управления собственной жизнью и создается собственный стиль. А. Адлер рассматривает науку, искусство, культуру как способ компенсации человеком своих недостатков. Творческое Я, имеющееся у человека, влияет на каждую грань человеческого опыта и делает человека архитектором своей собственной жизни и творцом своей личности.

В это же время другие авторы предлагают иное видение процесса творчества.

 

Понимание творческих способностей в 20 веке

 

У. Джемс (1905):

  1. Определение конкретного факта S.
  2. Выяснение вопроса о том, является ли это S некоторым Р или каким образом из этого S можно получить Р.
  3. Поиск специфического свойства М, вычленяемого из бесчисленных аспектов S, которое приводит к желаемому Р.
 

П. Беренс (1907):

  1. Формирование общей концепции объекта.
  2. Вычисление основных (значимых) составляющих объекта.
  3. Поиск многообразных форм (способов) выполнения каждой составляющей.
  4. Синтез всех возможных сочетаний.

П. К. Энгельмейер (1910)

  1. Интуиция и желание. 
  2. Знание (выработка плана).
  3. Умение (конструктивное воплощение изобретения)

 

А. Пуанкаре (1910):

  1. Период сознательной работы. Мышление предпринимает ряд усилий, которые не дают искомого результата, однако приводят в действие «бессознательный механизм».
  2. Долгая бессознательная внутренняя работа, заканчивающаяся внезапным озарением.
  3. Новый период сознательной работы для того, чтобы вывести из полученных результатов следствия, привести их в порядок, записать данные, а в особенности проверить результаты.

 

Д. Дьюи (1910)

  1. Чувствуемая трудность. Столкновение с трудностью, попытки вскрыть элементы взаимосвязи, приводящие к противоречию.
  2. Ограничение зоны поиска (локализация) проблемы. Её местонахождение и определение.
  3. Возникновение возможного решения (движения мысли от того, что дано, к тому, чего не дано, образование идеи, гипотезы).
  4. Аналитическое развитие гипотезы. Рациональная обработка одной идеи (логическое развитие основного положения).
  5. Верификация. Эмпирическое обоснование результата.

Гештальтпсихологи в 30-е годы 20 века предполагали, что творчество – это «замыкание» в процессе мышления в единое целое разрозненных фактов, приведение во взаимодействие отдельных хранящихся в памяти фрагментов знания, что приводит к озарению

Примерно в это же время Ф. Ю. Ленинсон-Лессинг (1921) описывал процесс творчества как:

  1. Накопление фактов.
  2. Возникновение идеи в фантазии.
  3. Проверка и развитие идеи.

 

Творчество как метод решения проблем

 

Ещё одно направление предлагало воспринимать творчество как процесс поиска, постановки и решения проблем, 

продуктивного разрешения лежащих в их основе противоречий. Творчество — чувствительность к пробелам в знаниях, определение несовершенств, недостатков, а также поиск неординарных путей их устранения.

К. Дункер (1903-1940):

«… После полного понимания проблемной ситуации как таковой, включается процесс мышления с его „проникновением в конфликтные условия проблемной ситуации». Это проникновение является первой и основной стадией мышления».

Содержанием этой стадии, по Дункеру, служит «инсайтное схватывание» тех особенностей в проблемной ситуации, которые вызывают конфликт. Проникновение в проблемную ситуацию заканчивается принятием функционального решения (т. е. того, что обычно называется идеей решения). За этим следует стадия реализации функционального решения, его исполнения, выбора того, что действительно нужно для решения.

Дж. Келли в когнитивной теории творчества (50-е годы 20 века) рассматривает творчество как альтернативу банальному. Келли разработал оригинальную теорию творчества и творческой личности, впервые описав альтернативное гипотетическое мышление. Картина мира гипотетична, и люди формулируют гипотезы, проверяют их, т. е. осуществляют те же умственные действия, что и ученые в ходе научного поиска.

Н.Хомски (1967) предложил модель творческой генеративной грамматики, позволяющей на основе определенной совокупности правил, порождать бесконечное число предложений.

С. Медник (1969). Ассоциативная теория творчества: Суть творчества – в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в широте поля ассоциаций. Чем из более отдаленных зон смыслового пространства взяты элементы проблемы, тем более креативным является процесс решения. Критерием креативности решений является величина отклонения от стереотипа.

И. Тэйлор (1975) вводит понятие «трансактуализация». Оно включает в себя систему личность – среда. Творчество преобразует среду.

Первоначально между психологическим и действительным окружением, особенно социальным, существует несоответствие, приводящее к напряжению. Оно может быть редуцировано двумя путями: изменением личностью своей собственной перцепции соответственно окружению или реорганизацией окружения соответственно миру личности. Тэйлор рассматривает второй тип как приводящий к творчеству.

Д. Б. Богоявленская: творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы.Креативный тип личности присущ всем новаторам независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям.

 

Кто обладает креативным типом личности

 

А. В. Анисимов (1988). Рекурсивная модель творчества. Творчество понимается как сложная форма рекурсии, то есть генерирование некоторой базовой системой бесчисленного количества своих копий. Само универсальное Целое проявляется на любом уровне сложности, наполняясь новым, специфическим содержанием, но сохраняя свою базовую структуру.

В. М. Вильчек (1989) считает, что творчество является особым видом труда. За право на творчество, за созданные идеи люди шли на костер, поскольку мотивация творчества иррациональна и неудовлетворяема, потребность в творчестве родилась вместе с человеком и вместе с ним умрет. Творчество происходит не по принципам «потому что» или «для того чтобы», а «несмотря ни на что». Творческий процесс спонтанно возникает и завершается.

О. В. Назаров (2007): в психологическом аспекте творчество может рассматриваться как внутренне мотивированный процесс активного поиска личностью потенциальных возможностей гармоничного разрешения объективных и субъективных противоречий, обеспечиваемый непосредственным и опосредствованным отражением и выражением многогранности проявлений бытия с помощью различных средств.

Теории творчества – есть или все-таки пока нет?

Весь этот парад разнообразных теорий, не являющихся исчерпывающими, к сожалению, не даёт четкого ответа на вопросы, связанные с творчеством. Каждая из теорий разрабатывает проблему с позиций собственной методологии, на своём языке, работая лишь с несколькими аспектами проблемы.

Большинство из них ограничивается лишь общими выводами или философскими обобщениями, не предлагая набора конкретных техник и методик, помогающих обучать творчеству, улучшать творчество, вырабатывать навыки творчества. То есть польза этих теоретических изысканий с точки зрения практики не столь высока, как хотелось бы. 

Буквально по пальцам можно пересчитать направления, предоставляющие набор практических методик по работе с творчеством, творческими навыками. Из древних, проверенных временем школ можно упомянуть методы духовных техник исихастов в православии, где речь идет о творчестве максимально высокого полета. (публикацию по этой теме мы готовим).

Из методик современных, но также проверенных практикой, где речь идет о более бытовых, прозаических аспектах творчества для детей и взрослых, для бизнеса, гуманитарных и технических областей деятельности, можно предложить ТРИЗ.

Евразийская школа технологий творчества
Автор:
Владимир Бубенцов

2 комментария для “Теории творчества”

  1. Владимир Юрьевич, есть вопрос. Посоветуйте несколько книг, с помощью которых можно более подробно углубиться в изучение данной темы — в контексте истории развития разных подходов к теории творчества.

  2. Вопрос, конечно, интересный… Начать можно с книги Владимира Спиридонова Психология мышления: решение задач и проблем. Учебное пособие. (Рекомендовано МО РФ) М.: Генезис, 2006. 318 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.