Метод изменения взаимодействий: цепочки инноваций
Николай Прокопьев
В этой статье рассказываем впечатления о мастер-классе (март 2020 г., Москва), который был посвящен методу изменения взаимодействий. На нем участники работали над концепцией продукта «робот-пылесос как член семьи», помогали модернизировать зубную щетку и другие привычные нам предметы. Были разобраны неожиданные подходы совершенствования и создания новых товаров и услуг. Ведущими мастер-класса стали ТРИЗ-эксперты Владимир Бубенцов и Виктор Тимохов, руководители Центра креативных технологий «Идеальные решения».
Рушим взаимосвязи, создаем новые
Метод изменения взаимодействий — это эвристический метод, предназначенный для создания идей новых продуктов. С ним совершенствуют существующие товары и услуги, анализируют инновационный потенциал ассортимента компании, чтобы в дальнейшем расширить и обновить ассортиментный ряд.
Суть метода заключается в следующем: взять два переменных свойства продукта или процесса взаимодействия, которые раньше не зависели друг от друга, и провести между ними значимую связь. Делаем это для того, чтобы увеличить ценность объекта, который необходимо улучшить. То есть, видоизменяем одну связь между переменными, анализируем изменения продукта, получаем новые идеи.
Такое рассмотрение позволяет по-новому взглянуть на объект, чтобы сгенерировать неожиданные идеи по его развитию. Тем самым метод снимает стереотипы мышления, чтобы мы не шли привычной тропой умозаключений, а попробовали другой, новый путь. Так, мы уходим от инерции наших мыслей, чтобы создать новые инновационные концепции.
К инновациям через метод изменения взаимодействий
На мастер-классе разбирались различные примеры. Одним из них стал детский крем. Примерная задача звучала так: по заказу производителя нужно усовершенствовать текущий продукт.
Для начала выявляем элементы, которые находятся в этой системе: крем, тюбик, упаковка, место хранения, рука взрослого человека, грудной ребенок. Затем выбираем конкретную ситуацию и фокусируемся на ней. У нас это будет тот момент, когда крем попадает на кожу малыша. В итоге останавливаемся на следующей паре объектов: ребенок и крем.
— Нужно записать переменные свойства этих объектов в таблицу, — поясняет Владимир Юрьевич. — У крема такими свойствами являются вязкость, цвет, запах, количество жиров и масел, концентрация действующего вещества. У ребенка это объем выделений, кислотность (pH), возраст, чувствительно кожи, время суток и состав потребляемой пищи. Эти свойства мы записываем вверху таблицы, переменные крема — в первый столбец слева. В ячейках указываем цифру «0», если взаимосвязи нет, и цифру «1», если она есть.
Таблица 1. Нажмите на фото для увеличения
Например, если концентрация действующего вещества для крема-прототипа зависит от чувствительности кожи, в пересекающейся ячейке ставим цифру «1». Если отсутствует связь между временем суток и цветом, указываем это цифрой «0». Таким образом заполняем всю таблицу, и в итоге получается схема взаимосвязей переменных свойств.
Мы начинаем менять эти связи и анализировать: можно ли сделать так, чтобы концентрация действующего вещества зависела от времени суток? А чтобы объем выделений влиял на цвет? Таким образом мы создаем новые идеи.
Меняем смысл продукта
Вторая часть мастер-класса была посвящена практической части. На нем ведущие дали задание для самостоятельной работы в командах по несколько человек.
— Вы — производители роботов-пылесосов и ищете новые идеи. Попробуйте это сделать с помощью Метода. — объясняет Виктор Иванович. — Не возитесь в категориях «лучше» или «чище». Не смотрите «чистую технику» пылесоса, иначе будете ограничены функционалом и идеи будут получаться только по совершенствованию его типовых технических функций. Основная задача работы ваших команд — создать идеи на основе концепции «робот-пылесос как член семьи». То есть, здесь могут быть совершенно другие взаимосвязи и в первую очередь социальные, а не только технические взаимодействия. Приступайте.
Создание новых концепций продукта «робот-пылесос»
По результатам самостоятельной работы участников появилось множество идей. Некоторые команды сосредоточились на человеке или семье, другие — на домашних животных. Ниже приведены некоторые концепции по усовершенствованию рассматриваемого объекта:
- Робот-пылесос при столкновении с кошкой переходит в тихий режим. Снижает мощность, чтобы ее не пугать, дозированно выдает корм и убирает фекалии. Когда собака дома одна, пылесос переключается в режим «киборг-аниматор». Он кидает шарик, она его приносит, и все это повторяется. К шарику можно добавить светомузыку, лазерную указку.
- Режим «патронажной сестры». В пылесос встроен тепловизор, которые измеряет температуру членов семьи. Особенно актуально в период простудных заболеваний. Если температура повышена, робот тут же сообщает: «37,4 — следует обратить внимание!».
- Органайзер, гид. Показывает график прогулок с собакой по часам-дням, которая, оказывается, не выходила на улицу.
- Дезинсектор и уборщик. Обнаруживает тараканов и распыляет на них спрей. Еще берет пробы воздуха и замеряет показатели, ищет плесень и бактерии, чтобы распылить аэрозоль в проблемных местах.
- Игрушка-автомобиль. Во время уборки катает ребенка, пока родители занимаются своими делами.
- Увлажнитель воздуха. Замеряет влажность и, возможно, обеспечивает оптимальный уровень.
На мастер-классе озвучили большое количество идей, это лишь некоторые из них. По итогам практического задания разобрали типичные ошибки и некоторые нюансы, как применять метод изменения связей в ТРИЗ для решения текущих задач.
Инновации смыслов в создании товаров, продуктов и услуг
Благодаря методу мы прошли через структурный анализ продукта к генерации идей, и тем самым создали новые решения по его усовершенствованию. По словам ведущих мастер-класса, только после этого можно идти к конструкторам за оценкой. И тогда они либо посмеются, либо скажут, что это хорошая идея. А исследователи рынка могут дополнить и развить полученные идеи.
Метод с виду казался простым инструментом, но на деле пришлось хорошо постараться, чтобы получить результаты. Но это того стоило: действительно, получились неожиданные сочетания.
Заключительная часть обучения прошла в формате вопросов-ответов и пояснении тех моментов, которые не были до конца поняты слушателями. Так завершился 89-й мастер-класс от Центра креативных технологий «Идеальные Решения», который прошел на базе «Точки кипения – Коммуна НИТУ «МИСиС» (г.Москва) в марте 2020 года.
Теперь в копилке участников появился еще один практический навык генерации идей. И его можно успешно применять для создания новых товаров, продуктов и услуг.
Таблица чем-то напомнила морфологический анализ. Это его усовершенствованная версия или все-таки разные методы?
Нет, это совершенно другой метод. Да, в морфологическом анализе информацию заносят в таблицу. И в методе изменения взаимодействий тоже данные заносят в таблицу. И в этом – их похожесть.
Но в остальном методы – разные. В морфологическом анализе главное – выявление различных комбинаций элементов/параметров рассматриваемой системы. А в методе изменения взаимодействий решатель берет переменные свойства выбранной пары элементов системы и производит мысленные изменения между переменными свойствами. И, исходя из этого, ищет новые решения.
По-сути, метод изменения взаимодействий является развитием структурного анализа. И именно эти методы похожи.
А можно то же самое применить касательно услуг? Создавать товары — это хорошо, но их же надо продвигать. Например, можно ли с этим методом придумать рекламную кампанию или ролик, который бы выгодно подчеркивал бизнес?
Услуга — это контакт кого-то с кем-то. То есть взаимодействие. Значит, можно их, взаимодействия, менять. То есть применять метод изменения взаимодействий.
Ага! Как мне нравится идея, что инновации — это социальное явление! А вот смена роли неодушевленного предмета — это круто! Производители обычно возражают, если потребитель решил использовать предмет не по назначению, а нужно помогать в этом!
Дмитрий, одна моя цель, как ведущего мастер-класса, кроме, естественно, цели обучения участников была в том, чтобы оценить решения команд с точки зрения — технические/социальные решения. Оказалось, что бОльшая часть решения имела отношения в «технике», а не социалке. Хотя задача для групп настоятельно ставилась в сторону поиска социальных решений.